Сотериология Цвингли.

 

В сотериологии Цвингли придерживался теории предопределения, а в учении об искуплении он следовал доктрине Ансельма Кентерберийского об юридическом удовлетворении божественной правде. Однако в понимании сути грехопадения и пути (процесса) спасения его взгляды расходились с католической доктриной и учением Лютера.

Цвингли полагал, что Адам за преступление в раю был проклят Богом и его природа претерпела существенные изменения. Это наказание, которому он подвергся, перешло на все человечество. Наследственный грех - это и проклятие, и болезнь. Болезнь, потому что все унаследовали от Адама развращенную природу, “коренное зло”, и ни на что не способны для своего спасения[219]. Проклятие потому что все рождаются детьми Божьего гнева и подвержены смерти[220].

Но эту греховную болезнь Цвингли не считал полным извращением природы человека, поскольку он не был лишен свободы воли. И во-вторых, унаследованная от прародителей греховность сама по себе еще не осуждает человека, как об этом учил Лютер. Только сознательное отступление о божественного закона, изложенного в Священном Писании, учил Цвингли, “делает человека ответственным перед Богом и навлекает его осуждение”[221].

Будучи не состоянии исполнить волю Божию выраженную в ветхозаветных заповедях люди пребывали в страхе и безысходности. Тогда Бог решил освободить их от обременности закона через посредство Христа, принесшего ради нас удовлетворение божественной справедливости. Поскольку Христос есть вечно длящееся благо, то страдания Им понесенные должны “оплачивать навеки справедливость Бога за грехи всех людей, уповающих на нее твердо и с надеждой”[222]. Таким образом, Христос Своей смертью уплатил за совершенные грехи и те, которые будут совершены. Следовательно, любые формы удовлетворения и оправдание излишни. В этом смысл радостной вести о спасении. Однако жертва Христа не принесла исцеления греховной болезни человека, которая как и раньше склоняет людей к совершению грехов и далее продолжает вселять страх перед бессилием исполнить все новые заповеди Божии. Цвингли советует преодолевать этот страх осознанием того, что Христос есть наше спасение, а ежедневная греховность должна показывать человеку его ничтожность и избавляет (удерживает) его от желания грешить[223].

В учение об искуплении Цвингли пытается разрешить с юридической точки зрения только вопрос избавления грешника от вечного наказания за грех Адама. Но совершенно оставляет без внимания другой весьма важный аспект проблемы грехопадения - испорченность грехом человеческой природы, а именно она, что признает и сам Цвингли является источником греха. В этом самый серьезный недостаток его доктрины. Цвингли близко приблизился к правильному пониманию вопроса грехопадения, но не сумел далее верно указать, что же надо делать с поврежденной природой человека, как ее избавить или спасти от греховной болезни.

Усвоение плодов спасения дарованного Богом и отпущение грехов совершается посредством веры. Если человек начинает верить в то, что Христос уплатил Богу Отцу за все преступления и обращается с просьбой о прощении личных грехов, то они ему отпускаются. Убежденность в этом развивается благодаря доверию к Богу. Прощение грехов является не единократным событием, и происходит всякий раз независимо от их тяжести, когда верующий молит об этом Бога.

Поскольку Христос является платой за все грехи, нельзя за их отпущение получать деньги[224] и приписывать эту милости своим собственным силам, индульгенциям, мессам и заступничеству святых[225]. Цвингли не находил в Писании “никакой ссылки на то, что следует молится святым или что они в потустороннем мире просят за нас”[226]. Молитвы наподобие “Отче наш” не уместны по отношению к святым[227]. Если бы мы могли зарабатывать блаженство нашими делами[b], говорил Цвингли, “тогда смерть Христа не была бы необходимой для удовлетворения божественной справедливости”[228].