Анабаптизм в Германии.

 

Германский анабаптизм представлял собою весьма разнородное по своим воззрениям движение, объединявшее перекрещенцев, исповедующих порой взаимоисключающие взгляды[260]. От требования непротивления насилию до стремления силой установить Царство Божие на земле.

Следует отметить, что распространению анабаптизма способствовал элемент политического и экономического расчета, ибо анабаптисты выступали против взимания церковной десятины и налогов на содержание духовенства. Но в большей массе анабаптистами становились по идейным соображениям и некоторые из них отличались крайним фанатизмом. Когда в 1530 году вспыхнула эпидемия чумы, отдельные анабаптисты Санкт-Галлена отказались принимать лекарства[261].

Первые анабаптисты в Германии появились в Цвиккау в начале 20-х годов XVI века, на границе с Богемией. Их родоначальником были “цвиккаусские пророки”: Николай Шторк, Томас Марк и Келлер. У них не было определенной системы вероучения. Эти пророки вдохновлялись внутренними откровениями, в свете которого толковали Писание. От своих сторонников они требовали не “просто веры, но и соответствующих ей добрых дел. Поскольку для детей, говорили они, такая вера невозможна, то крестить можно лишь возрожденных взрослых”[262]. Но поскольку все были крещены в младенчестве, то они своих последователей перекрещивали. Эти высказывания послужили поводом называть их анабаптистами. Они проповедовали о скором конце света, истреблении нечестивых и торжестве “царства Христова” на земле, отрицали власти, военную службу, присягу и требовал социального равенства[263].

Впоследствии к ним примкнул Анреас Карлштадт, один из видных деятелей немецкой Реформации, который был профессором философии и теологии Виттенбергского университета. “Под впечатлением “пророков”, утверждавших, что “Бог прямо говорит сердцу человека” он объявил, что “наука - это мертвое дело”, а потому школа и образование служат лишь препятствием к истинному благочестию. Карлштадт признавал, что посредством Таинства Дух нисходит на человека через его субъективно-психологические переживания, когда человек в религиозном экстазе возносится к Нему[264]. В результате его проповеди в Виттенберге, где начал свое выступление Лютер, школу закрыли, но после вмешательства Лютера пророки были изгнаны из города[265].

Анабаптисты возражали против лютеранской идентификации Писания и Слова Бога и учили, что только через соприкосновение со Христом можно иметь вечную жизнь, ибо Бог непосредственно обращается к сердцу человека[266]. Писание признавалось важным, но не необходимым. Поскольку Святой Дух сообщает разумение Писания, то анабаптисты отвергли “иерархию теологов и князей Церкви” и их представление о том, что толковать Писание могут лишь богословы и церковная иерархия[267]. Разногласие по этому вопросу послужило одной из причин преследования анабаптистов со стороны лютеран.

В 1520 г. к лжепророкам присоединился Томас Мюнцер (1490-1525), бывший друг и последователь Лютера, но к тому времени уже склонявшийся к разрыву с ним. Мюнцер разделял доктрину оправдания верой, и призвание своих последователей видел в борьбе за установление царства Божьего на земле[268]. В качестве источника истины он признавал в первую очередь личные откровения, на которые имеют право все христиане. Если посредством откровений каждый верующий непосредственно от Бога получает наставления и вразумления, то нет нужды в институте священников как посредников и, следовательно, все являются пресвитерами[269]. Из обрядов он признавал только Крещение и Евхаристию. Крещение младенцев, по Мюнцеру, есть “начало всех нестроений в христианстве”, но все-таки он “удержал этот худой обычай” и допускал их крещение при условии присутствия восприемников[270]. Членами церкви могут быть только перекрещенные или возрожденные, которые “грешить не могут”, остальные же должны быть из нее изгоняемы[271].

Мюнцер задачей своей жизни считал установления Царства Божия на земле, которое должно было осуществиться в теократическом государстве. Поскольку верующие пребывают под прямым руководством Бога, то в делах житейских они не должны признавать никаких иных авторитетов. В этом государстве анабаптисты не обязаны подчиняться никаким земным законам, исполнять никаких повинностей и не платить налогов, все люди объявлялись духовными братьями. При том земное родство и дружба не должны быть принимаемы в расчет перед духовными обязанностями. Характерной чертой этого государства должно быть отсутствие начальств и общая собственность[272].

Таким образом, Мюнцер хотел установить социализм, на принципах всеобщего “равенства, справедливости и братства”, основанный не на правовой базе, а на евангельских требованиях[273]. Достичь этой цели можно было, по его мнению, вооруженным путем через искоренение веры ложных христиан. В оправдание своих взглядов Мюнцер ссылался на Лк. 19, 27, но преимущественно на Ветхий Завет. Он говорил: “Что Бог позволил Моисею (Втор. VII), то открыто и нам”[274]. Вооруженное восстание за установление царства Божия началось в 1524 г. в Эльзасе и Вестфалии, но было разгромлено князьями-лютеранами. В нем погибло около 100 тысяч повстанцев. Мюнцер был арестован и казнен, а некоторым его помощникам удалось избежать наказания.[275] С тех пор название “анабаптизм” сделалось синонимом “мятежников” и “бандитов”, а движение анабаптистов было почти незаметным.

После этого восстания “немецкие анабаптисты терпели преследования как со стороны лютеран, так и со стороны римо-католиков. Лютер с самого начала считал их фанатиками и раскольниками, опасными для успеха реформаторского движения. Согласно решению Рейстага в Шпейере в 1529 г., приверженность анабаптистским взглядам стала караться смертью” или взамен ее налагались штрафы[276]. После этого анабаптисты рассеялись по всей Европе, но центр этого движения переместился в Нидерланды.

Одним из наиболее видных деятелей нидерландского анабаптизма был Мельхиор Гофман. Особенностью его религиозных взглядов была эсхатология откровенно апокалиптического характера. Гофман уверовал, что Страсбургу суждено стать Новым Иерусалимом, а он - не кто иной как пророк Илия, призванный возвестить всем народам славное Второе Пришествие Господа. За эту проповедь в 1533 году он был посажен в тюрьму. После его ареста Ян Маттийс провозгласил себя лидером нидерландских анабаптистов и сразу же разослал на проповедь двенадцать “апостолов”[277]. Двое таких лжеапостолов: Иоган Бокельсон, булочник из голландского города Лейдена, названный впоследствии Иоганном Лейденским и Герта фон Клостер в1534 году добрались до Мюнстера в немецкой земле Вестфалии и отыскали нескольких местных проповедников разделявших их взгляды, которые помогли им обосноваться в городе.

К этому времени Мюнстере к власти пришли лютеране, и католический епископ был изгнан из города. Прибывшие “апостолы” стали проповедовать о наступлении времени мщения, когда нечестивцы должны быть истреблены[278] и приближении Тысячелетнего царства Христова на земле, в котором крещенные будут жить общинной жизнью без законов и брака. Вскоре в 1534 г. в город прибыл сам Маттийс, объявивший Мюнстер Новым апокалиптическим Иерусалимом. Лютеране и католики, отказывавшиеся перекреститься, изгонялись из города, их имущество, а также собственность монастырей была конфискована и разграблена, отменены деньги, введены бесплатные общие трапезы. В том же году город был осажден войсками изгнанного католического епископа, в стычке с которыми Маттийс был убит. После него к власти пришел Иоанн Лейденский[279]. Мюнстер на этот раз был объявлен “горой Сион”, а Иоанн Лейденский - новым царем Давидом, который восстановит царство Давида. Опираясь на неверно истолкованные примеры из Ветхого Завета, он ввел полигамию[280]. Целый год в городе, где было учреждено многоженство, длилась оргия. В 1535 г. это восстание было жестоко подавлено и повсеместно началось преследование анабаптистов. “После Мюнстера за анабаптистами укрепилась репутация опасных религиозных мечтателей, доморощенных мистиков и революционеров”[281]. Они массами бежали в Польшу, Англию, Россию и главным образом в соседнюю Голландию[282].

Особо следует сказать о распространении анабаптизма в Англии - родине баптизма. К началу XVII века учение анабаптистов было уже известно, но на предмет их количества и влияния имеются два разных мнения. Одни считают, что анабаптистских иммигрантов в Англии было немного[283]. Другие утверждают, что их количество приближалось к 50 000. Первые анабаптистские беженцы были фанатического учения Мельхиора Хофмана[284].

Некоторые лидеры анабаптизма в христологии не всегда придерживались халкидонского учения о личности Иисуса Христа. Придавая чрезмерное значение Его Личности как нравственного примера, отдельные представители анабаптизма делали акцент на Его человечестве, что привело к отрицанию ими Его Божеской природы. Это направление породило унитарные секты. Итальянский анабаптизм после 1550 года выродился в унитаризм[285].

Несмотря на суровые преследования, деятельность анабаптистов продолжалась. Этому способствовало то, что 1) они не зависели ни от каких организационных структур, 2) терпимость по отношению к ним в Нидерландах, 3) наличие в Нидерландах небольшого числа анабаптистов, обращенных последователями Матиса, 4) принятие анабаптистских взглядов католическим священником Менно Симонсом[286], положившему начало одноименному анабаптистскому течению - меннонитству.