История меннонитсткой братской общины.

 

В 50-х г. 19 в. в среде южно-русских меннонитов под влиянием проникшего из Европы пиетизма[d] произошел раскол и от старых меннонитов отделилась новоменнонитство или Меннонитская Братская община.

Пиэтическое движение получило распространение с 30-х годов 19 в. среди всех российских колонистов. Последователи этого движения, не удовлетворялись своими церковными службами, стали устраивать отдельные собрания, которые назывались по-немецки stunden. Штунды были различными: библейскими, назидательными (andachtsstunden), молитвенными и миссионерскими. Среди пиэтистов были и русские, но вначале они не порывали с Православием.

Представителем нового направления в России был Вюст, начавший свою деятельность в 1845 году в среде немецких пиетистов в Тарической губернии (Бердянский уезд).

Под влиянием проповедей Вюста, рисовавшего мрачные картины будущих мучений, его слушатели сокрушались в грехах, каялись; за этим сокрушением следовало состояние внутренней отрады и блаженства, соединенного с чувством доверия к Богу. У некоторых чувство радости было настолько сильно, что им чудился в душе невидимый глас: "твои грехи уже прощены, ты - свят".

Осознание себя спасенным было делом чисто субъективным. Опыт личного Богообщения для пиетиста был уникален и поэтому принимался как подтверждение веры в то, что человек спасен.

Движение, вызванное его проповедью, распространилось в колониях немецких поселенцев Юга России, независимо от их конфессиональной принадлежности: среди лютеран и меннонитов. Последователи Вюста несмотря на разную конфессиональную принадлежность общались между собою. Особое распространение это движение получило среди молоканских меннонитов.

Новое движение смотрело на себя как на общество возрожденных и святых и противопоставляло себя старому меннонитству, которое еще до времени переселения в Россию отошло от прежних принципов Менно, особенно по части дисциплины. Крещение в нем совершалось по традиции после изучения основных принципов вероучения, не было эмоционального "возрождения" и "обращения" и оно приобрело обрядовый характер. Церковная жизнь, по мнению сторонников Вюста, была низведена до мертвых форм, дисциплина упала настолько, что порочным лицам оказывалось крайнее снисхождение[304]. Кроме того, вюстовцы по причине субъективного толкования Библии. Но какой подход отличался от староменнонитского, предполагавшего коллективное, то есть общинное толкование Писания.

Эти разногласия привели к расколу и образованию новоменнонитства.

В новой общине крещение совершалось по вере через полное погружение, над лицами "раскаявшимися и обращенными”.

Постепенно новоменнонитские идеи с Юга России стали проникать в среду колонистов Центральной России и Киевской губернии.

Так влияние пиэтизма распространилось среди меннонитов в Хортицком округе с 1855 г, где к этому времени образовалась группа, находившаяся под влиянием германских баптистов. Одним из лидеров этой группы был Абрагам Унгер. Он переписывался с лидером немецких баптистов Онкеном по вопросу крещения и сделался его последователем. В 1861 г. Унгер просил прислать Онкена в Россию немецких баптистов для упорядочения жизни новоменнонитской общины, но сделать это не удалось. Поскольку Унгер был знаком с новоменнонитским движением, идеи которого были весьма близки к баптистским, то весной 1862 г. он принял крещение от новоменнонитов и вскоре после этого того была образована новоменнонитская община в Эйнланге Хортицкого округа. Она усвоила себе многие черты баптизма, в частности, обязательным было крещение по вере через погружение. Без такого крещения никто не допускался к участию в обряде преломлении хлеба. В последующем эта община стала баптистской. В 1869 г. Россию посетил Онкен, который утвердил (посвятил, рукоположил) Унгера на должности пастора.

Начиная с 1863 г. новоменнониты занимались прозелетизмом и среди православных, за что неоднократно привлекались к ответственности, как нарушители российских законов, и среди общин других конфессий (лютеран, старых меннонитов). Их деятельность вызывала беспорядки в жизни колоний и привела к раздорам и вражде вначале в семьях, а затем в светском обществе[305].

Окончательная организация всех новоменнонитских общин в России завершилась образованием в 1872 г. в духе баптизма "Союза новоменнонитского братства". Они переняли их организацию и усвоили себе баптистские приемы и методы миссионерской работы. С тех пор новоменнониты находились в тесных отношениях с баптистами: принимали крещение от баптистских проповедников, совершали для баптистов крещение и участвовали с ними в обряде преломления хлеба. Некоторые исследователи называют новоменнонитство меннонитской формой баптизма.

В 1876 г. было издано первое вероизложение новоменнонитов, дословно повторяющее баптистское, принятое на их первой Генеральной Конференции в Гамбурге в 1849 г., но отличающееся от него лишь отрицанием военной службы, присяги и учением о совершении обряда омовения ног[306].

Таким образом, пиэтическое движение среди российских колонистов и новоменнонитство способствовали распространению на юге России баптизма.

Российские меннониты и новоменнониты вели миссионерскую работу в Индии. Миссия русских новоменнонитов в Индии работала совместно с Американским Баптистским Миссионерским Союзом[307].

После революции 1917 г. много меннонитов погибло в ходе гражданской войны, а их хозяйства были разграблены. С 1923 г. началась новая волна эмиграции, главным образом в Канаду, некоторые направились в Ю.Америку и в Парагвай; из России уехало 22 000 меннонитов[308].

В 30-х годах, во времена коллективизации, сотни меннонитов были расстреляны или сосланы на Восток. После нападения Германии на СССР последовало очередное перемещение на Восток. Но всех не удалось выслать и 35 000 ушли на Запад вместе с немецкими войсками, однако, 20 000 из них в последствии были захвачены советскими войсками и возвращены в СССР.

С 1971 г. меннонитам разрешили уезжать из СССР в Германию. К настоящему времени количество переселенцев перевалило за 100 000. В России сейчас осталось около 10 000 меннонитов, проживающих преимущественно на Урале, а также в Казахстане и в Киргизии.

В настоящее время образован Центральный комитет меннонитов России, а также Московский Центр меннонитов для связи с другими конфессиями и организациями.

Современное меннонитство утратило свои первоначальные черты: представление о себе как обществе святых, религиозный энтузиазм, нетерпимость к другим вероисповеданием и стремление к прозелетизму. Сейчас - это застывшая в установившихся формах обряда и уживающаяся с другими конфессиями еще одна деноминация[309]. В царское время меннонитство отождествляло себя в культурном отношении с немецкой нацией[310]. Большинство современных меннонитов не забыли своих национальных корней.