Предыстория возникновения баптизма в Англии.

 

Появление баптизма формально относят к началу XVII века. Он зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах, где его возникновению способствовали антикатолические выступления в XIV и XV веках, и затем мощное реформаторское движение в Англии в XVI веке.

Большое влияние на религиозную ситуацию в Англии в XVI - начале XVII века оказывали идеи, привнесенные в Англию из континентальной Европы анабаптистами, лютеранами и кальвинистами. Важную роль в появлении этих учений в Англии сыграли и сами англичане, стремившиеся к преобразованиям в католичестве и англиканстве, но по обстоятельствам времени бежавшими из своей страны от преследования на континент и перенявшие там протестантское учение.

В последней четверти XIV века близкие по духу реформаторским и баптистским идеям начал высказывать католический священник, преподаватель Оксфорда Джон Уиклиф (1320 - 3 дек. 1384). Он выступал за перевод Писание на национальный язык и его дословное толкование, отвергал учение о пресуществлении, почитание святых и икон[e].

Более радикальными были выступление его последователей из числа так называемых бедных священников или лоллардов[311]. Они придерживалось принципов сформулированных Уиклифом, к которым присоединили учение о том, что миряне являются священниками, и в противоположность средневековой доктрине пресуществления проповедовали, что присутствие Христа в Евхаристии является чисто духовным[f].

Важным фактором, повлиявшим на дальнейшее развитие английской реформации в XVI веке были анабаптистские идеи, привнесенные в Англию анабаптистами-беженцами из континентальной Европы в период с 1528 по 1573 годы. Первыми наиболее численными переселенцами были приверженцы учения Мельхиора Гофмана, а последующие были меннонитами[312]. Кроме того, в Англию с континента проникали лютеранские и кальвинские учения. В 40-х годах Англию посещает ученик Лютера Меланхтон, а прибывший из Голландии кальвинист Иоанн Ласко создает первую в Англии кальвинскую (пресвитерианскую) общину, хотя англичанам запрещалось ее посещать[313].

Лоллардское движение и реформаторские идеи, проникшие из континентальной Европы, оказывали влияние на религиозную жизнь Англии, но ее не определяли в такой мере как на континенте.

Наряду с религиозным мощный импульс в развитии английской реформации исходил от светской власти. Во многом благодаря предпринятым ею мерам складывалась религиозная ситуация в Англии в XVI веке. “Английские короли раньше других правителей европейских стран начали протестовать против абсолютистских притязаний Рима - по меньшей мере с XII века” (поборы в пользу Рима, назначение иерархов, контроль над церковным судом и т. д.)[314]. В результате этого противостояния в 1534 году парламент Англии провозгласил короля единственным верховным земным главой английской церкви и лишил папу права назначать архиепископа и епископов, кроме того власти добились ликвидации монастырей.

Характер реформаторских нововведений определялся королевской властью[315], под присмотром которой шло редактирование англиканского вероучения. Англикане отвергли католическое учение о пресуществлении, а также учение о сверхдолжных заслугах, чистилище, практику продажи индульгенций, целибат, почитание большинства святых, мощей и икон, и т.д. Но было сохранено представление о Церкви и деление верующих на клир и мирян, о иерархическом ее устройстве, о Таинствах: Священстве, Крещении, Евхаристии, о подчинение церкви светской власти[316] и почитание святых, добивавшихся искоренения католического влияния[317]. В результате реформ Англиканская Церковь заняла среднее положение католической и реформатской.