Пуританское движение в Англии.

 

Поскольку Реформация проводилась “сверху”, она не воплотила все идеи тех, кто стремился к радикальной перестройке Католической Церкви. Полумеры правительства вызвали движение за дальнейшее очищение церкви от папизма, которое требовало в основном изменения богослужебной практики и церковного устройства: отмены мессы, отвергали почитание икон и Креста, изменении обряда, напоминавшего католический и убранства храмов, замены епископальной системы пресвитерианской, (реформаторы требовали передать общинам право избирать пресвитеров, а следовательно и руководство церкви).

Вскоре реформаторы подверглись преследованиям со стороны Англиканской церкви и многие из них вынуждены были покинуть Англию и бежать в Германию, Швейцарию и Францию. В континентальной Европе они увидели воплощение своих устремлений в учении и практике протестантских церквей Цюриха, Страсбурга и других, а также познакомились с учением Цвингли, Лютера, Кальвина, и иных протестантских идеологов[318].

В октябре 1555 года в Женеве при непосредственном участии Кальвина была создана первая английская кальвинская община. Английских кальвинистов стали называть пуританами. Эта презрительная кличка была присвоена за часто повторявшееся ими требование очищения Англиканской Церкви от “папистской грязи”. Название движение было образовано от латинского purus - чистый. С созданием кальвинской общины связывают начало пуританского движения в Англии[319]. Пуритане в соответствии с доктриной Кальвина требовали, чтобы королева подчинялась Церкви, а не возглавляла ее, чем вызывали к себе враждебное отношение со стороны Англиканской Церкви.

Движение пуритан состояло из пресвитериан и индепендентов (их еще именовали конгрегационалистами или сепаратистами). Они отличались между собою учением о Церкви и взглядом на церковно-государственные отношения.

Пресвитериане полагали, что все верующие, живущие на определенной территории и крещенные в младенчестве, являются членами приходской церкви. Индепенденты также признавали крещение младенцев, однако, членами церкви, по их представлению, они могут стать лишь впоследствии, когда сознательно обратятся ко Христу, то есть, после того как подтвердят делами свое покаяние. Для взрослых вхождение в церковь возможно лишь после обращения и последующего за ним крещения. Без удовлетворения этим условиям никто не может быть допущен к хлебопреломлению. Дальнейшее развитие принципов конгрегационализма привело к возникновению баптизма.

Баптизм отличался от конгрегационализма требованием крещения для всех в сознательном возрасте[320].

Что же касается отношения к государственной власти, то пресвитериане, придерживавшиеся кальвинских взглядов, “признавали право светской власти надзирать за жизнью церкви, поддерживать и защищать ее путем законодательства, финансовой политики, преследовать “еретиков”, выступавших против узаконенной церкви”.

Сепаратисты или индепенденты, считали, что истинная церковь может быть создана лишь вне государственной церкви. Они выдвигали требование о предоставлении полной независимости и самостоятельности каждой общине (конгрегации) от светской власти только в религиозных вопросах. Во всем же остальном власть должна оказывать им поддержку и ответственна за состояние церкви[g]. Впоследствии в баптизме эта идея будет развита и требование полной независимости Церкви от всех по всем вопросам станет одним из главных его положений.

 

7.1.3) Происхождение “общих” баптистов.

 

История возникновения баптизма связана с деятельностью англиканского священника Джона Смита. Смит окончил богословский Колледж Христа в Кембридже в 1579 году, и затем с 1600 года был проповедником в городе Линкольне. Но вскоре его уволили с этой должности, поскольку он был несдержан в своих критических высказываниях, все больше принимавших нонконформистскую направленность[321]. После сомнений в доктрине англиканской церкви он в 1606 году вступает в общину сепаратистов или конгрегационалистов родном городе Гейнсборо на Тренте и становится ее пастором.

Преследования со стороны правительства представителей неофициальной церкви вынудили Смита и его общину искать убежища в Голландии. Значительная часть сепаратистов около 80 человек во главе с Смитом и его помощником Томасом Хелвисом в 1607 году обосновалась в Амстердаме[322]. Здесь религиозные взгляды Смита эволюционировали под влиянием учения Арминия и меннонитов.

Арминий выступил с критикой кальвинского учения о спасении, и учил, что Христос искупил грехи всех людей, а не только избранных. Арминиане отстаивали наличие свободы воли у человека после грехопадения, а предопределение истолковывали как предузнавание. Христос предоставил возможность каждому человеку спастись, но Бог с самого начала знал, кто воспользуется этой возможностью, а кто ее отвергнет. Впоследствии сторонников этого взгляда в сотериологии называли общими баптистами (general baptists).

Другим важным фактором, повлиявшим на становление убеждений Смита, были его контакты с меннонитами под влиянием которых он становится анабаптистом[323].

Смит пришел к заключению, что “Церковь Христа есть группа верующих людей, отделенных от мира словом и духом Бога, верующих, соединенных с Христом и друг с другом при помощи крещения, их собственным исповеданием веры и грехов”[324]. Хотя Крещению и придается большое значение, но оно рассматривается им как “внешний знак прощения грехов, смерти и покаяния” и к нему допускались только покаявшиеся и уверовавшие люди. Эта Церковь “видимых святых” или “видимая церковь представляет собой внешнюю форму истинной духовной невидимой церкви, которая образуется душами только праведных и совершенных людей”[325]. Так как церковь не от мира, никто не может вмешиваться в вопросы религии и свободы совести.

Джон Смит полагал, что апостольская преемственность - это преемственность только в истинной вере, но не преемственность иерархическая. “Поскольку же, по его мнению, такая преемственность была прервана католицизмом и англиканством, то истинную церковь нужно создавать заново”[326]. Поэтому он в 1609 году крестит сам себя окроплением, а затем Хелвиса и других членов общины - около 40 человек[327].

Таким образом, Смит унаследовал от меннонитов взгляд анабаптистов на крещение и на церковь, а также учение Арминия о спасении.

Вскоре Смит пришел к выводу, что самокрещение ошибочно и признал меннонитское крещение истинным и выразил желание присоединится к меннонитам. Последнее решение Смита породило раскол в его общине. Хелвис с небольшой группой своих сторонников обвинил Смита в грехе хулы против Духа Святого, выражавшегося в сомнении в действенности самокрещения. В 1611 году или в начале 1612 года Хелвис с небольшой группой последователей возвращается в Англию, а Смит умирает в Голландии в 1612 году[328].

По прибытии в Англию Хелвис и его последователи организовали первую баптистскую общину, крещение в которой совершалось через кропление. Возникшее новое течение находилось в оппозиции всем конфессиям. Меннониты, по Хелвису, “уделяют слишком много внимания свободе человеческой воле, настаивая на том, что лишь Адам до своего падения располагал абсолютной свободой выбора, все же остальные люди после грехопадения зависят от Христа”; не соглашался он и с их требованием апостольской преемственности для каждой общины и запретом участвовать в работе правительств. Кальвинистов Хелвис критиковал за их учение о предопределении, а католиков и англикан - за приверженность идее государственной церкви[329]. Как видим, от кальвинистов и лютеран Хелвис унаследовал только учение о грехопадении и спасении.

Общие баптисты не получили большого распространения и не оказали заметного влияния на развитие мирового баптизма. В 1640 году их в Англиии было около 200 человек[330].

Гораздо более влиятельным стало другое течение в баптизме, которое получило название частных или партикулярных баптистов.

 

7.1.4) Происхождение “частных” или партикулярных баптистов.

 

Их “предшественниками были члены сепаратистской или независимой общины, организованной в 1616 году в Саутварке (Лондон) Генри Джейкобом”[331]. В общине Джейкоба произошло два раскола из-за различного отношения к вопросу о том, кто может совершать крещение и кого можно крестить. Одни сепаратисты не признавали крещение, совершаемое в Англиканской Церкви, иные считали, что крестить нужно только взрослых. Впоследствии сепаратисты объединились между собою и образовали первую баптистскую общину кальвинской направленности, которую в 1638 году возглавил Джон Спилсбери[332]. Последователей этой группы называли частными баптистами (particular baptists), поскольку они придерживались учения Кальвина о том, что спасение совершенное Христом распространяется не на всех, а только на часть избранных самим Богом людей. Второй отличительной особенностью партикулярных баптистов был обряд крещения через полное погружение, чем они отличались от католиков, англикан, меннонитов и общины Смита-Хельвиса. Первое “правильное” крещение было совершено, как полагают сами баптисты, самокрещением[333]. Название “баптист” не сразу закрепилось за новой общиной. После Крестьянской войны в Германии название "анабаптизм" сделалось синонимом "мятежников" и "бандитов" поэтому представители новых групп от него всячески отказывались. Термин баптист стал входить в употребление только в конце XVII века.

В 1644 году семь частных баптистских общин приняли “Исповедание веры” в котором, в частности, было дано определение крещению как “обряда Нового Завета, данного Богом”. Крещение это знак того, что тела святых будут возвеличены силой Христа после воскрешения. В том Исповедании четко выражен принцип свободы совести. Задача государства, по мнению частных баптистов, состоит лишь в обеспечении свободу совести людей и не распространяется на внутреннюю жизнь религиозной общины[334].

Баптизм, как и все новообразованные течения и секты, сложился не сразу. В зависимости от учения о спасении баптизм делится на кальвинский и арминианский. В свою очередь общие и частные баптисты принимали только лишь саму концепцию искупления Кальвина или Арминия, но не следовали им буквально во всем. Поэтому в пределах общих и частных баптистов богословские взгляды могли отличатся. Среди общих баптистов в XVIII веке преобладали унитаристы, учившие, что Троица - это одноипостасное Божество: Бог Отец в трех проявлениях. В 1770 году из-за этого расхождения от общих баптистов отделилась консерваторы, образовавшие Новое Объединение Общих Баптистов[335].

История зарождения баптизма показывает, что его вероучение сложилось в результате религиозных метаний, поисков и попыток очистить церковную жизнь от католических и затем реформаторских лжеучений и ненужной, как казалось баптистам, церковной обрядности. Развитию баптизма способствовала и социально-политическая среда того времени.