Православный взгляд о критерии каноничности Писания.

 

Это учение было сформулировано церковными писателями еще во 2 веке во многом этому способствовала деятельность еретиков наводнивших Ц своими книгами и создавших свои списки новозаветных текстов в доказательство истинности своих лжеучений.

Первым составил собственный список библейских текстов гностик Валентин. Второй еретик Маркион, появившийся во второй половине 2 века отобрал из известных ему новозаветных книг 10 посланий ап.Павла, подверг их ревизии, удалил все что касалось Ветхого завета и составил из них собственный канон. В 156 или 172г. Во Фригии в Малой Азии появился Монтанизм. М ставил записанные прорицания своих пророков наряду с Ветхозаветными текстами и изречениями Спасителя. Собрание монтанистских текстов постоянно пополнялось за счет новых откровений.

Противостоянию ересям главным критерием, позволяющим причислить книгу Св.Писанию было ее соответствие Правилу веры или Правилу истины (Ириней Лионский, Ипполит Римский, Климент Александрийский, Тертулиан). Еще одним аналогичным выражением было Правило Церкви - оно использовалось только отцами восточных церквей.

Свидетельство этого мы находим в мураториевом каноне, где каноническими считались только книги читаемые в Церкви. И те которые читались во время богослужения. Евсевий Кесарийский к каноническим книгам относит те книги которые единодушно принимались всей церковью, т.о. критерием каноничности был принцип рецепции - принятие текста соответствующего вере церкви.

Такого же мнения придерживался и блаж.Августин, бл.Иероним - «неважно, кто написал послание к евреям, ибо в любом случае это труд, который читается в церквах».

Как видно боговдохновенность Писания, долженствовавшая по мнению Б гарантировать неизменность изложенного в нем учения не является критерием каноничности. Боговдохновенность не является критерием каноничности - православная позиция.

Писание боговдохновенно, поскольку конкретный текст признан Церковью. Критерий истины, каноничности - согласие с преданием, а не боговдохновенность текста.

Поэтому в трудах церковных писателей мы не встречаем в качестве критерия каноничности ссылку на боговдохновенность библейских текстов. Т.о. только церковь может свидетельствовать о Новом Завете, поскольку распространение Нового Завета происходило в ней самой. Сознание церкви есть единственный критерий веры, а не решения Соборов, которые сами по себе не всегда и со всем являются выражением предания. Показательным в этом отношении является решение Трульского Собора в отношении канона Писания, когда к каноническим книгам было причислено 1, 2 послание Климента и не было причисленно Откровение Иоанна Богослова.

Незыблемость канонов Писания опирается не на Каноны, а на свиетельство предания. Заблуждения Б в отношении роли соборов при формировании Канона состоит в том, что они рассматривают их деятельность в качестве институтов претендующих на истинность в последней инстанции. Таким образом канон писания был установлен Церковью, ею был сохранен и поэтому только Ц обладает правом авторитетного толкования Писания, она может выносить суждение о том, что то или иное толкование Писания соответствует ее догматическому сознанию.