Православное учение о Предании.

 

Согласно православному пониманию предание является осуществлением реальным выражением божественного домостроительства в котором проявляется воля Святой Троицы. Как Сын посылается Отцом и совершает Свое дело Духом Святым, так и ДС приходит в мир будучи послан Сыном, чтобы свидетельствовать о Нем. Это учение основано на учении Самого Христа (Ин.14;26, Ин.15;26) накануне крестных страданий Христос обещал своим ученикам, что Отец пошлет во имя Его Утешителя, Который научит их всему и напомнит им все, что Он говорил им (Иню14;26) и в Пятидесятницу по обетованию ДС приходит в мир, чтобы по слову Самого Христа свидетельствовать о Нем (Ин.15;26). вот что говорит Христос «Утеитель, которого Я пошлю Вам от Отца, Дух Истины, который от Отца исходит, Онбудет свидетельствовать обо Мне...» ДС является Духом Истины, Он будет свидетельствовать об Истине. Пришествие в мир ДС в день Пятидесятницы не значит расширение рамок учения Христа, Его задача - напоминать и научать апостолов и всех уверовавших всему тому чему научи Христос. Т.о. с пятидесятницы церковь обладает тем, что было устно ей передано самим Христом и ДС, т.е.силой способной воспринимать учение Христово, силой сопутствующей всему тому что передается.

Параллельно вербальному выражению истины, со словами сообщалась благодать божия, ДС. И в предании необходимо различать то что передается от того единственного способа в котором эта передача воспринимается. Эти два момента неотделимы друг от друга. Термин предания имеет два аспекта - каким оборазом церковь относится к истине и к тому , каким образом эта истина сообщается.

Поэтому всякая передача истин веры предполагает благодатное сообщение ДС, если же мы попытаемся освободить понятие предания от всего того, что может служить внешним и образным выражениям истины, то можно сказать, что священное преание это способ воспринимать истину, это не содержание откровения, но всет его пронизыввающий, оно не есть истина, но сообщение духа истины, вне которого нельзя поднать истину. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12;3).

Т.о. предание есть передача сообщения ДС, который является единственным критерием истины воспринятой и выраженной в различных формах. Предание имеет божественное происхождение, поэтому оно неизменно и безошибочно, зиждется на фундаменте ДС. Благодаря пребыванию в церкви со дня пятидесятницы и до скончания века ДС (Ин.14;16), она имеет способность сознавать богооткровенную истину и отличать истинное от ложного в свете ДС. Благодаря этому в каждый конкретный момент истории церковь дает своим членам способность познавать истину, научает их всему и напоминает им о всем чему учил Христос апостолов (Ин.14;26).

предание, т.о. не зависит по слову ап.Павла (Кол.2;8) ни от какой философии, ни от всего того, что живет по преданиям человеческим, по стихиям мира, а не по Христу. И в отличие от единственного способа восприятия истины существуют многочисленные формы ее выражения и передачи. Первоначально переадча истины исуществлялась в виде устной проповеди, затем часть апостольского устного предания была записана и составляет св.Писание, важной формой выражения истины, которой обладает церковь, являются определения вселенских и решения поместных соборов, творения отцов, иконография и литургика.

Васлий Великий говорит о крестном знамении, обрядах относящиеся к таиствам елеосвящения, евхаристической эпиклезе, обычай обращаться на восток при молитве и т.д. эти предания не нуждаются и не могут быть записаны, ибо по отношению к ним можно рпименить слова Иоанна Богослова - все описать невозможно. Предание т.о. не является другим источником выражения истины в сравеннии с другими способами ее проявления (писание, иконография, литургика) их наличие предполагает существование предания для разумного их восприятия, так писание является словом божиим о спасении рода человеческого в Иисусе Христе и постич эту тайну (Кол.1;26) сокрытую от веков и родов можно только в церкви через таинство, как посвящение в эту тайну, посредством которых подается ДС, благодаря которому только и возможно познание тайн Писания (2Петара 1;20-21).

«Никакого пророчества нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчества не были произнесено по воле человеческой, но изрекали его святые божии человеки, будучи движимы ДС», итак предание и Писание это не две отличные друг от друга реальности, но разные формы познания и выражения истины.

Постановления Соборов, иконография, литургика соотносятся с преданием также как священное писание. Но здесь необходимо уточнить - в данном случае ничего не говорится о иерархии, писание является самым авторитетным источником. С апостольских вермен церковь осознавала божественное происхождение предания и полагала его основанием своей веры. Иоанн говорит что Христос передал ученикам слово своего Отца (Ин.17;14) «Я передал им слово Твое», поэтому ап.Павел призывает христиан быть внимательными к слышанному, чтобы не тпасть от спасения (Евр.2;1-3) Потому что то что он услышал вначале было проповедано господом, «затем в нас утвердилось слышавшими от него»и рассматривалось апостолами наравен с писанием (2 Сол.2;15) «Братия, стойте и держите предания которым вы научены или словом или посланием нашим» пренебрежение преданием являлось препятствием к церковному общению. Апостол увещал уклоняться от таких собратьей(2Сол.3;6)»завещаем вам именем господа Иисуса Христа удаляться от всякого брата поступающего бесчинно, а не по преданию». В то же время апостол хвалил тех, кто следовал его наставлениям (1Кор.11;2) «хвалю вас братья, что вы все мое помните и держите предания так как я передал вам».

Познание истины в предании растет в христианине по мере его усовершенствования в святости(Кол.1;10) «Мы не перестаем молиться чтобы вы поступали достойно Бога во всем угождая Ему принося плод во всяком деле благом и принося в познании Его», т.е. для апостола преуспеяние в святости и благочестии соотносилось с познанием Бога. Поэтому предание не является некоей внешней гарантией истин веры, их непогрешимости, но раскрывает внутреннюю достоверность.

В ссылках Б на элементы предания, они говорят, что православные рассматривают предание как некий гарант истин веры, которые являются продуктом интелекта безотносительно к внутренней жизни, оно основано на человеческом факторе, который сам по себе не может быть гарантом неизменности передающейся информации.