Организационная структура.

 

Следующим признаком сектантского тоталитаризма является наличие организационной структуры, стремящейся к власти и умение использовать слабости демократических государств. Из истории Византии известно много примеров попыток еретиков захватить власть в государстве и весьма искусного пользования недостатками политической системы. В связи со стремлением еретиков силой утвердить свое учение святитель Афанасий Великий (293-373), возглавлявший борьбу Восточной Церкви с арианством и трижды изгоняемый еретиками со своей кафедры, говорил, что признанием истинной религии является то, что она никого не принуждает, как поступал и сам Христос, а преследования за веру есть изобретение сатаны[106].

Стремились к власти и некоторые средневековые секты, например, тамплиеры. Томас Мюнцер, анабаптист из Германии, задачей своей жизни считал установления Царства Божия на земле, которое должно было осуществиться в теократическом государстве. Достичь этой цели можно было, по его мнению, вооруженным путем через искоренение веры ложных христиан (католиков и лютеран), не разделявших его идеалов “равенства, справедливости и братства”. В оправдание своих взглядов Мюнцер ссылался на неправильно истолкованные им библейские тексты. Анабаптистские лидеры сыграли значительную роль в Крестьянской войне, унесшей жизни около 100 000 человек.

Подобная ситуация повторилось через 10 лет. Ян Маттийс, лидер нидерландских анабаптистов, в 1534 г. объявил Мюнстер Новым апокалиптическим Иерусалимом, где жизнь людей должна была жестко регламентироваться в соответствии с его религиозными воззрениями. Лютеране и католики, отказывавшиеся перекреститься, изгонялись из города, а их имущество также как собственность дворян, церквей и монастырей, было конфисковано и разграблено. В Мюнстере были отменены деньги и введены бесплатные общие трапезы. После смерти Маттийса в 1534 году к власти пришел его ученик Иоганн Бокельсон, булочник из города Лейдена. Иоганн Лейденский объявил Мюнстер “горой Сион”, а себя - новым царем Давидом, который восстановит царство пророка Давида. Опираясь на неверно истолкованные примеры из Ветхого Завета, он ввел полигамию[107]. Целый год в городе, где было учреждено многоженство, длилась оргия. В 1535 г. это восстание было жестоко подавлено.

Стремление к власти присуще практически всем еретикам, поскольку она является средством для утверждения их идеалов. Когда в России в конце XV начале XVI века, появились жидовствующие, то они проникли в ближайшее окружение великого князя Иоанна Васильевича, а на митрополичью кафедру был возведен Зосима, придерживавшийся этого учения[108].

В XIX веке план политического переустройства России был разработан скопцом Елянским, бывшим камергером польского двора и ближайшим сподвижником основателя этой секты - Селиванова, которого он в 1802 году забрал с богадельни, куда Селиванов был переведен из дома умалишенных. По этому проекту “все функции государственной власти предполагалось передать в руки скопцов. Правда, во главе правления номинально оставался император, но фактически вся власть над Россией должна была перейти к Селиванову, второе место после которого предназначалось Елянскому... За этот проект Елянский был отправлен в Суздальский монастырь”[109]. Тем не менее, Селиванов продолжал пользоваться вниманием общества и даже самого императора. В 1805 году перед войной с Наполеоном Александр I лично посетил его и имел с ним беседу, и в дальнейшем до 1820 года “живой бог” пользовался высочайшим покровительством: вход полиции в дом в Петербурге, где совершались радения, был воспрещен[110].

Не новым является и стремление политических сил использовать секты в своих целях. В России сектантам рассылалась “Искра”, они ее охотно брали и распространяли. Отзывы о ней были в общем благоприятны” - отмечал Бонч-Бруевич в 1903 году. Разные секты участвовали в доставке “Искры” через Румынию в Россию. В тоже время “согласно постановлению II съезда РСДРП, Бонч-Бруевич редактировал “Рассвет”, пропагандистский листок для распространения среди сектантов”. Рассматривался также проект интеграции русских сект в процесс построения коммунизма в России[111].