Филон Александрийский (ок. 49г., иудей)

Энгельс охарактеризовал Филона как “настоящего отца христианства”. Абсолютная трансцендентность Бога (Иеговы). Бог выше платоновского “Единого” и “Блага” и вообще всякого определения. Он — Сущий, более ничего о Нем мы знать не можем. Бог познается только в экстазе.

Мир чужд и противоположен Богу, он сотворен из вечной материи — косной, хаотической массы.

В/Завет, по Филону, богодухновенен в каждой букве. Писание аллегорично, поэтому необходимо раскрыть его подлинный смысл. Греческая философия в лице Пифагора, Платона, Зенона и др. это и делает. Она — иносказание В/Завета.

Логос — высший посредник между Богом и миром, совершеннейшее Его творение. Он заключает в Себе все посредствующие силы и творит ангелов, человека и мир. Он — Разум, идея всех идей, первородный Сын Божий, второй Бог, первообраз вселенной. Логос может рассматриваться трояко: как душа и связь мира, как бессамостная энергия Бога и как тварно-личностный посредник.

Филон учит: о предсуществовании душ; что тело — тюрьма для согрешивших душ; что чувствительность — корень греха, и потому необходим аскетизм как средство достижения экстаза, в котором душа вновь возвращается в мир Логоса. Основные отличия учения Филона о Логосе от христианского:

1. Логос Филона — творение или эманация Сущего.

2. Филон не знает Триипостасного Бога и потому его Логос не есть Бог в подлинном смысле этого слова. Он не есть Сын Божий, равночестный Отцу.

3. Поскольку материя, по Филону, начало косное, инертное, противоположное духу и противящееся ему, то воплощение может быть только следствием грехопадения души, ее наказанием. Отсюда, для Филона, воплощение Логоса, а тем более Крест, не мыслимы, богохульны.

Философия Филона явилась действительно отцом... многих ересей, в первую очередь арианской, 1-1V вв. Лит,;

Смирнов Н.Т. “Терапевты и соч. Филона иудея “О жизни созерцательной”. К. 1909. Муретов М.Д. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М. 1885.

[Флоренский. “Как известно, ни светская языческая письменность, ни письменность церковная доникейская не знали различия между словами усия и ипостасис... в философском словоупотреблении усиа безусловно приравнивалось к ипостасис. Так было даже еще в vb. по Р.Х.” Афанасий Великий через 35 лет после Собора утверждает, что “ипостась есть сущность и не что иное обозначает, как самое существо”(Столп... Письмо третье. С.52. Также см. прим.149. Так же: ЖМП. 1977. №4. Григорий Синаит: ЖМП. 1980. №2. С.62).]

7. О Боговоплощении” Инкарнации и аватары. Метемпсихоз.