Жертва Христова.

Очевидно, что только учение ап. Павла и святых отцов о добровольном восприятии Словом в Воплощении нашего греха (первородного — 2Кор.5;21) дает удовлетворительный ответ на вопрос о смысле Жертвы Христовой. В противном случае он сводился бы к иудейско-языческому ее пониманию как чисто внешнему по отношению к человеку акту УДОВЛЕТВОРЕНИЯ (кому?) или ВЫКУПА (у кого?), на чем и зиждется все западное христианство, но против чего решительно выступает, например, св. Григорий Богослов (см. ниже). Такое понимание, по существу, отвергает Откровение о Боге Любви и подменяет его дохристианским, рабско-наемническим учением о Боге Правды, Суда и Страха (Ср., напр.,: М. Елевферий: “Помимо личной нравственной высоты стоял грех, или вообще грехи, как вина перед Богом, уже независимая от покаявшегося сердца или личной праведности” — Об Искуплении. Письма к митр. Антонию. Париж. 1937.С. 18; и Патриарх Сергий, “Православие и инославие противоположны как себялюбие и жизнь по Христу”. Два несводимых друг к другу мировоззрения: правовое и нравственное, христианское” — Патриарх Сергии Страгородский. Православное учение о спасении).

Святые отцы учат об онтологическом воздействии на природу человека Жертвы Второго Адама, восстанавливающей то, что было расстроено грехом Адама первого.

Почему Жертва была необходима?

По той причине, что никто, ни один праведник и святой не мог исцелить не только человеческой природы в целом, но даже в самом себе, чтобы стать родоначальником нового человечества. Писание говорит: “А от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь” (Быт.2;17). Смерть, таким образом, являясь следствием греха прародителей и знаком его действия в единой для всех природе каждого человека, независимо от степени его личной святости, неумолимо царствует над всеми. Она же свидетельствует и о том, что даже самая праведная, исполненная покаяния, жизнь сама по себе не исцеляет существа человека. Св. Афанасий Великий так и пишет: “... покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи'(0 воплощении Бога Слова. Твор. 4.2. 1902. С.195-204). [“Естественное” у него означает тленное, смертное, т.е. поврежденное (Там же. §7)].

Но попытаемся прежде выяснить вопрос: КОМУ же принесена ЖЕРТВА КРЕСТНАЯ?

Константинопольский собор 1156г. осудил мнение, что Жертва принесена только Отцу и подтвердил учение св. Григория Богослова о Христе, что “Он был Жертва, но и Архиерей, Жрец, но и Бог (Песнь таинственная о Сыне. Т.4.М.1844.С.220), и преп. Симеона Н.Б., что “Христос принес Себя плотию в жертву Божества Отца и Самого Сына и Духа Святого...” (T.I.М.1892.С.24). Это — авторитетные суждения о том, что Жертва Христова была актом любви Триипостасного Бога к человеку, была совершена для человека, для его освящения, обожения, усыновления (а не для т.н. удовлетворения Правды разгневанного Бога-Отца или, тем более, для выкупа у дьявола).

Об этом ярко говорит св. Григорий Богослов. “Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь “ кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы. Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена. Если лукавому, то как cue оскорбительно! Разбойник получает цену искупления... А если Отцу, то, во-первых, каким образом. Не у него мы были в плену. А, во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцем, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна. Из сего видно, что приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас ... Таковы дела Аристовы' (Соч. T.I. Изд.Сойкина. СП6.1912. С.676).

Преп. Максим Исповедник прямо отвечает: “Он же при первом испытании [путем] искушений... оставшись недоступным и недосягаемым для них, конечно, нам, а не Себе приписывая победу и преподнося как. Благий, все достигнутое Им тем. ради кого Он стал Человеком” (Максим Исп. Твор. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Изд. “Мартис”. 1993. Вопрос 21. С.61).