Крещение.

Спаситель, воссоздав падшую человеческую природу в Себе Самом, дал возможность и каждому уверовавшему в Него получить новую природу через особое рождение от Него. Происходит оно в таинстве Крещения, в котором верующему дается “семя Божие”, семя Нового Адама — Христа, и он становится христианином, “новым творением”, получившим залог Царствия Божия. Об этом Господь говорил Никодиму, пришедшему к Нему ночью: “(если кто не родится от воды и духа, не может войти в царствие Божие”(ин. 3;5). Новое рождение существенно отличается от плотского. Если т. н. естественное рождение совершается помимо сознания и воли рождаемого, то духовное прямо обусловлено личным убеждением и стремлением человека. Поэтому вера как необходимое условие предшествует этому таинственному рождению. Само же оно является лишь семенем и началом новой жизни, нового человека, а не полнотой их. Священное Писание и святоотеческое наследие вполне определенно говорят об этом.

Апостол Иоанн Богослов пишет: “Всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем”(1 Ин. 3; 9). Апостол Петр напоминает христианам, что они — “возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божня, живого н пребывающего вовек” (1 Петр. 1,23).

“Крещение, — пишет преп. Ефрем Сирии, — есть только предначатие Воскресения из ада” (Спасение и вера по православному учению. М. 1995.С.60. — По изд.: М. 1913).

Св. Иоанн Златоуст. “Будем в таинствах обращать внимание не на внешность только... Когда Христос говорит: “Сие есть Тело Мое”, то убедимся, будем верить и смотреть на это духовными очами. Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только в чувственных вещах. Так и в Крещении: через чувственную вещь, воду, сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и обновлении” (Толк. на Мф. Т. 7. С. 826).

Преп. Симеон Н. Богослов “Уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних своих грехах и очищается от них в таинстве крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы. и пребывает в нем как семя” (ЖМП.1980..№З.С.67. См. Архиеп. Сергий. Православное учение о спасении. С.238).

Св. Тихой Задонский: “Вера живая есть дар Божий, и есть аки семя некое Божественное, которое на Крещений всякому крещаемому всевается” — Т. 1. С.71 (Спасение и вера...С.61).

Являясь только семенем нового человека, дар Божий в Крещении не исцеляет человека автоматически от первородной порчи (первородного греха), не превращает его в Адама первозданного, бессмертного. Этот дар требует от человека возделывания поля своего сердца, подвига праведной жизни, при котором лишь Семя, став древом Жизни, даст плод свой.

Очень определенно, со ссылками на многих святых отцов пишет по этому поводу св. Игнатий Брянчанинов: “В падшем естестве нашем не уничтожено святым крещением свойство рождать из себя смешанные зло с добром” (Т.4.СП6.1905.С.369). Он же пишет: “Святой Исаак (Слово 1,84) согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания. См. преп. Марка Подвижника Слово о крещении, Ксанфопулов главы 4, 5 и 6” (Слово о человеке. Б.Т..№ 29.С.317, прим.16).

Ту же мысль проводит и св. Феофан Говоров: “Но надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека.” И объясняет: “Господь приступающего к нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и, освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не из­гоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати” (Спасение и вера...С. 52,60).

“Вообще у отцов и учителей Церкви первых веков христианства мы не найдем мысли, что детям при крещении прощается грех Адамов” (Кремлевский А. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонского. СПб., 1902. с 88. Прим. см. АЛ.Катанский. Догматическое учение церкви о таинствах в первые три века христианства. СПб., 1876).