Священство.

В таинстве Священства дар Святого Духа получает лишь достойно (т.е. с верой, благоговением и смирением) приступающий и в течение всей своей жизни “возгревающий” его (2Тим.1;6). В противном случае (как и в принятии любого таинства) человек (“священник”) остается вне этого Дара, становится неспособным (без-дар-ным) к духовному назиданию людей, и до запрещения или снятия сана сохраняет лишь право служения (поскольку таинства совершает Сам Христос-Господь, а не священнослужитель). Свят. Иоанн Златоуст потому говорил: Душа священника должна быть чище лучей солнечных, чтобы не отступил от нее Дух Святой.

1. Св. Кирилл Иерусалимский:. “Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое” (7-е Огласительное слово к просвещаемым. Твор. Изд. Сойкина. С.219).

2. Св. Григории Богослов: “Ибо многие облечены саном, да не все имеют благодать” (“Не от мира сего”. С.409.)

3. Св. Серафим Саровский: “Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!” (Мит. Вениамин Федченков. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. Париж. 1932.С.39).

Крещение, Евхаристия и другие таинства являются только великими вспо­моществующими дарами Христовыми на пути усвоения человеком спасительных плодов Его Жертвы. Им предшествует и последует праведная (правильная) жизнь в лоне Церкви, которая только во всей силе открывает христианину славу Царства, уготованного человеку. Св. Иоапи Златоуст говорит об этом: “Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие таинств, ни Священная Трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха” (Цит. по: Сергий (Страгородский), епископ. Православное учение о спасении. Изд.3-е. СПб. 1903. С.222).

Лит.:

Антоний (Храповицкий), архим. Два пути пастырства — латинский и православный. //Бог. Вестник. 1894. №2. Булгаков С., прот. Евхаристический догмат. // Путь. Париж. 1929. №20.

Введенский. Алексей Ив. Религиозное сознание язычества. ТЛ. М. 1902. Глаголев С.С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание. Харьков. 1900. Глаголев С.С. Очерки по истории религии. 4.1. Св.-Троице Сергиева Лавра. 1902. Голосов А. Учение св. Кирилла Иерусалимского о таинствах. Самарканд. 1901. Зелинский Ф.Ф., проф. Религия эллинизма. М. 1909. Зеньковский В., проф. прот. Языческие мистерии и христианство. //Апологетика. Париж. 1957. Иоанн Златоуст, свят. О священстве. // Творения.Т. 1.Кн.2. СПб. 1895. Катанский А.Л. Догматическое учение Церкви о таинствах в первые три века христианства. СПб. 1876. Кириллов А.А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Афанасия Александрийского. //Бог. Вестник. 1902. №12. Кириллов А.А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Ефрема Сирина. //Бог. Вестник. 1896.№11. Кириллов А.А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях двух катехизаторов IV в.: св. Кирилла Иерусалимского и св. Григория Нисского. Новочер-каск. 1898.

Кремлевский А., свящ. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонско-го.СПб.1902. Михайловский В. Шаманство. М. 1892.

Серафим Роуз, иером. Православие и религия будущего. М. 1996. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М. 1928. Экземплярский В., проф. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев. 1904.