Жидовствующие

Следующий значимый шаг в развитии отечественной богословской мысли связан с появлением в последней трети XV века ереси жидовствующих. Привезенные жидовином Схарией переводы еврейской Библии, Маймонида, Аль-Газали, а также астрологических книг, произвели брожение умов в простых русских людях, неискушенных богословской полемикой… «Ныне и в домех, и на путех, и на торжищех, иноци и мирстии вси сонмятся, вси о вере пытают», - пишет прп. Иосиф Волоцкий. Жидовствующие отрицали прообразовательный смысл пророчеств Ветхого Завета, в целом предпочитая Ветхий Завет Новому. Они не находили библейских подтверждений Св. Троице, отвергали воплощение и воскресение Сына Божия, не чтили икон, не почитали святых угодников Божиих, не признавали Евхаристии, праздновали пасху по иудейскому календарю, не соблюдали поста в среду и пятницу, отвергали монашество, особое внимание уделяли астрологии.

Ересь представляла собой тем большую опасность, что распространялась тайно и первоначально в нее были вовлечены близкие к княжескому двору, а также влиятельные духовные лица. Характерно, что ересь пришла с западных областей – из Киева в Новгород пришел Схария, а язык переводов был южнорусский. Прозападная ориентация великокняжеского двора позволяет понять, почему у них не сработал «религиозный инстинкт», который прежде не позволял на Руси появляться лжеучениям.

С опровержением нового лжеучения выступил свят. Геннадий Новгородский. Он не только написал различные послания в связи с новой ересью, но и стал главным вдохновителем создания первого полного славянского перевода библейских книг – «Геннадиевской Библии», которая стала «сдвигом славянской Библии с греческого русла в латинское»[38]. При святителе ведется активный перевод с латинского и других книг, среди которых были и произведения в защиту церковных имуществ, превосходства духовной власти над светской и т.п., новая пасхалия выписывается также из Рима. Все это свидетельствовало о том, что латинское становилось гораздо ближе, нежели греческое. По его просьбе прп. Иосифом Волоцким был составлен “Просветитель” (ок. 1493 – 1515). Известна позиция, какую заняли «осифляне» по отношению к еретикам: еретика проще сжечь, чем спорить с ним: где гарантии, что в споре он тебя самого в ересь не увлечет?…