Реферат Курсовая Конспект
Религиозная мысль в Московской Руси - раздел Религия, Религиозная Мысль В Московской Ру...
|
Раскол
«В XVII в. бес благочестия расколол Русскую Церковь. Бес восторжествовал, ибо не был во время распознан: ослабло и померкло веросознание, делание о Христе закоснело в обряде. А вражий сын куда как благочестив – и крестится истово, и поклоны кладет по писанному, а паче всего преуспевает в учительстве»[43]. Основная стихия раскола была, конечно, не обрядовость, а две разных идеологических линии в активном осуществлении веры в своей жизни русскими людьми. «Для старообрядчества решался не местный, не провинциальный вопрос, а вопрос всей мировой истории»[44] – и потому настолько главной стала тема Антихриста. Идея теократии еврейского народа переплетается со старообрядчеством даже во внешней стороне: «яркое отделение чистого от поганого у старообрядцев имеет прецедент только в древнем Израиле» (Карташов)[45]. Поэтому в старообрядчестве – «тупик утопии, тупик мечты о «священном царстве»» [46]: «русский народ увидел в христианстве откровение о пришествии Спасителя на землю и о создании силою церковного благочестия, вместо этого грешного, нечистого мира, другого, сплошь святого» (Карташов)[47]. «В старообрядчестве… русское церковное сознание дорого платило за свою мечту, за утопическое понимание теократической идеи христианства… В старообрядчестве от Православия отходила в сторону не самая теократическая идея, а соблазн «натурализма», т.е. отождествления «природного» исторического порядка, хотя и освящаемого Церковью, но не святого, с мистическим порядком Царства Божия. По существу, со старообрядчеством отходила в сторону и утопия «святой Руси», понимаемой как уже воплощенная в историю реальность. Для православия остался дорог теократический замысел, но лишь как идеал, как видение грядущего преображения, - и эта историческая позиция восстанавливала в церковном сознании правильное соотношение мистического существа Церкви и ее исторического бытия»[48].
Прот. Василий Зеньковский считает, что раскол, отделив от Церкви большую группу консервативно мыслящих людей, парадоксальным образом «освободил творческие силы в русской Церкви: в XVIII в. мы замечаем настоящее возрождение церковного духа»[49].
[1] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 1.
[2] Цит. по: Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 32.
[3] Цит. по: Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии //Сочинения. М., 1989, с. 24.
[4] Цит. по: Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996, с. 14.
[5] Цит. по: Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 34.
[6] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 35.
[7] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 54.
[8] Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996, с. 10.
[9] Федотов Г. Цит. по: Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996, с. 11.
[10] Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии //Сочинения. М., 1989, с. 54.
[11] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 39.
[12] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 41.
[13] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 37.
[14] Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996, с. 12.
[15] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 37.
[16] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 38.
[17] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 42.
[18] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 44.
[19] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 41.
[20] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 31,
[21] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 32.
[22] Цит. по: Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии //Сочинения. М., 1989, с. 29.
[23] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 47.
[24] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 47.
[25] Цит. по: Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 48.
[26] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 49.
[27] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 49.
[28] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 11.
[29] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 11.
[30] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 12.
[31] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 12.
[32] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 13.
[33] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 17.
[34] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 50
[35] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 21.
[36] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 22.
[37] Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996, с. 18.
[38] Цит. по: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 16.
[39] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 27.
[40] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 27.
[41] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 28..
[42] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 24.
[43] Гаврюшин Н.К. Русская философская симфония // Смысл жизни. Антология. М., 1994, с. 7.
[44] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 52.
[45] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 53,
[46] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 53,
[47] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 53,
[48] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 53,
[49] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 35.
– Конец работы –
Используемые теги: Религиозная, мысль, Московской, Руси0.072
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозная мысль в Московской Руси
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов