У границ Ханаана. Посылка соглядателей. Сорокалетнее путешествие в пустыни

Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40.36-38)

И, наконец, после тяжелых испытаний и невзгод, израильтяне дошли до южной границы Ханаана и остановились в пустыне Фаран, недалеко от города Кадеша.

Чтобы перейти границу и начать военные действия против ханаанских княжеств, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена. «Пойдите в эту южную страну и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?» (Чис. 13.19). Разведчики, не встречая никаких препятствий, с успехом выполнили порученное им задание. Со слов разведчиков, Ханаан изобиловал природными богатствами, но о его завоевании не могло быть и речи, так как границы страны защищали мощные крепости, гарнизоны которых состояли из исполинов.

Израильтяне вновь возроптали. «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Чис. 14.2-3). Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке, старались успокоить взбунтовавшийся народ и, разорвав на себе одежды, убеждали маловеров, что с Божьей помощью можно овладеть Ханааном, для этого евреям надо иметь только крепкую веру в Того, Кто так чудесно вывел их из Египта. Израильтяне накинулись на Иисуса Навина и Халева, собираясь побить их камнями. Но те спрятались во дворе скинии, и разъяренная толпа, обступив скинию, хотела побить камнями уже не только Иисуса и Халева, но и Моисея с Аароном. Вдруг облако Господне осенила скинию, и Господь, обращаясь к Моисею, сказал: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя [и от дома отца твоего] народ многочисленнее и сильнее его» (Чис. 14.11-12).

Вновь Моисей с молитвой обратился к Богу о помиловании Израиля. И вновь молитва вождя спасла евреев от неминуемой гибели. И хотя по молитвам Моисея израильтяне избавились от гнева Божия, Господь повелевает Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше двадцати лет не войдет в обетованную землю: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все, раздражавшие Меня, не увидят ее» (Чис. 14.22-23). В наказание за непослушание израильтянам теперь предстоит скитаться в пустыне в течение сорока лет (по числу сорока дней пребывания соглядатаев в обетованной земле), и в пустыне закончит свою жизнь все старшее поколение.

Пустыня стала школой нравственного воспитания для народа. Евреи должны были приучиться к точному исполнению закона, данного на Синае, поэтому все нарушители его кара­лись беспощадно. Тем более строго наказывались те, кто сознательно возмущал народ против постановлений закона. Так это было, когда три иудея – Корей, Дафан и Авирон произвели открытое возмущение против Моисея и, особенно против закрепления власти священства за потомками Аарона и коленом Левиным. Они требовали признания всеобщего священства и отказывались признавать власть Моисея. Возмущение приняло огромные размеры и не утихало, несмотря на увещания Моисея. Тогда народ постиг страшный суд Божий: под восставшими разверзлась земля и поглотила людей Коревых и все дома их; затем вышел огонь и уничтожил двести пятьдесят мужей, самовольно притязавших на священст­во. Когда и после этого волнение не утихало, началась в народе болезнь, от которой умерло еще 14 700 человек. И, наконец, было дано особое знамение, подтверждающее первосвященство Аарона: двенадцать жезлов представителей всех колен были положены в скинии, но расцвел только жезл Аарона. По повелению Божию, чудесно процветший жезл Ааронов был положен в ковчег завета - в память будущим родам. Это жезл стал прообразом бессеменного зачатия и рождения Пречистой Девой Марией Иисуса Христа.

Прошли десятки лет странствия, но все трудности жизни в пустыне еврейский народ по-прежнему переносил с ропотом и недовольством, что привлекало на них все новые наказания Божии. Так, однажды, малодушный народ были наказан нападением ядовитых змей. От укушения погибло множество людей. Единственное спасе­ние от этого бедствия для израильтян было в сооруженном по Божию указанию медном змее: кто смотрел на него с верою в помощь Божию, тот оставался жив. Медный змей является еще одним прообразом Христа, о чем Он Сам сказал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14, 15).