История праведного Иова.

Истинная религия и благочестие не ограничивались тесным кругом избранного рода. Отдельные праведники жили и в других местах древнего мира.

Таким праведником был Иов, жизнь которого описывается в книге, известной под его именем (книга Иова). Он жил в земле Уц, в северной части Аравии, «был непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла», и по своему богатству «был знаменитее всех сынов востока» (Иов 1, 1;3). У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое и довольное семейство. Но исконный враг человечества пред лицем Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только ради своего богатства и земного счастия, и что с потерей земных благ он перестанет благословлять и славословить Бога.

Чтобы посрамить отца лжи и укрепить веру и терпение Своего угодника, Бог дает Иову вместе со счастием испытать и все бедствия и горечи земной жизни. По попущению Божию, сатана один за другим наносит ему страшные удары, лишая его всего богатства, всех слуг и всех детей. Но эти бедствие не поколебали веры Иова, который лишь поклонился Господу и сказал: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь; Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21).

Тогда сатана по попущению Божию поразил его тело проказою, самою тяжелой болезнью на востоке. Проказа лишала больного права пребывания в городе, и потому Иов должен был удалиться за его пределы, и там сидел в пепле, скобля черепком струпья на своем теле.

Все отвернулись от Иова, и даже жена его презрительно говорила ему: «Ты все еще тверд в непорочности своей. Похули Бога и умри». — «Ты говоришь как безумная, отвечал ей многострадальный праведник. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2, 9-10). Так Иов даже словом не согрешил пред Богом, безропотно перенося свое собственное тяжелое положение.

Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали ни в чем неповинного праведника покаяться. Иов отвечал, что он невиновен. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи.

Праведный Иов изнемогая от скорбей, подозрений друзей и непонимания причины своих бедствий, обратился с молитвой к Богу, прося у Него свидетельства своей невиновности и объяснения всему происходящему. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре, укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб[8] Божиих, показал ему Свое всемогущество и премудрость, явленные в устроении видимого мира, показал источник зла-диавола и таинственным образом открыл Иову, что избавление от зла может прийти только через Крест Христов. Праведник всем сердцем раскаялся в своих чисто человеческих понятиях о справедливости, которые потеряли всякий смысл перед тайной Креста, и сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6).

Этим кончилось испытание Иова. Бог, показав в Своем угоднике образец веры и терпения, щедро вознаградил его: исцелил от болезни и обогатил вдвое больше прежнего. У Иова опять родились семь сыновей и три дочери, и он опять сделался счастливейшим отцом счастливой семьи.

История многострадального Иова, этого величайшего ветхозаветного праведника, не теряет своего значения и в новозаветное время. Она свидетельствует, что не всегда земное счастье сопутствует добродетельной жизни человека, и что несчастья Бог посылает не только в наказание, но и для испытания веры и добродетели человека, для еще большего утверждения праведника в терпении и уповании на Бога. В тяжкой душевной скорби праведный Иов остался тверд и верен Богу, не потерял надежды на Его милосердие и беседе с друзьями пророчествовал об Искупителе и о будущем воскресении мертвых: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его" (Иов. 19, 25-27).

Книга Иова учит, что человеку во всей полноте невозможно постичь замысел Бога о смысле происходящего, но возможно предаться воле Божией, всеблагой и премудрой и благодарить Бога за все, в том числе и за горести. Это один из важнейших ветхозаветных нравственных уроков, который очень часто вспоминают святые отцы. Смысл этой истории для новозаветного человека в том, чтобы с покорностью и смирением принимать от Бога все посылаемое, не стремясь проникнуть в Его судьбы. И еще это пример безусловной верности Богу, которая не зависит от того, благое или злое Он посылает человеку.

Словами праведного Иова, исполненными глубокой любви к Богу и благодарности Ему заканчивается Божественная Литургия: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому повествование из книги Иова читается в храме на Страстной Седмице, в дни воспоминания Спасительных Страстей Господа Иисуса Христа