О богодухновенности Библии

- Книги Священного Писания отличаются от всех литературных произведений характером богодухновенности.

- Понятие богодухновенности (богодухновенность есть особое воздействие Святого Духа на провозвестников божественного откровения, а также свойство самих Писаний, в силу которого они являются словом Самого Бога, а не только личным созданием авторов. “Священные писатели ... писали по непосредственному возбуждению и наставлению Святого Духа, причем получая от Него как мысль, так и слово или внешнюю форму выражения, ... но без всякого стеснения ... их естественных способностей. Вдохновение Священных писателей было совокупным действием Духа Божия и духа человеческого, при котором последний не подавлялся, а возвышался над своими обыкновенными границами; естественные силы его не отстранялись и не стеснялись, но ... служили деятельным органом откровения. ... Божественная истина не механически, а жизненно усвоялась духом человеческим, делалась как бы его собственным достоянием”.

- Соотношение воли человека и воли Божией (Дух человеческий, являясь орудием сообщения божественного Откровения, сохраняет и деятельно проявляет все свои силы и способности. О коренном отличии языческого медитирования и пророчества).

- О сочетании богодухновенности книг Священного Писания и разногласия среди них (природа человеческая несовершенна, участие свободной человеческой деятельности в написании священных книг предполагает некоторые неточности и разногласия, которые не противоречат богодухновенности Писания в целом и не имеют значения в деле спасения человека. Они касаются вопросов исторического, хронологического, географического характера, а также самой литературной формы изложения. “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Мф. 24, 35).

- О богодухновенности Священного Писания в самом Священном Писании (Исх. 4, 12; 2 Пар. 23, 2; Ис. 11, 1; Иез. 1, 3; 6, 1 - Ветхий Завет; Мф. 22, 43; Мк. 12, 36; Деян. 1, 16; 2 Петр. 1, 21 - Новый Завет).

- Вопрос признания богодухновенности (основанием для признания служит церковное предание. Апостол Павел называет “все писание” богодухновенным, но не указывает из каких книг оно состоит. Итак, основание для признания богодухновенности - признание их таковыми со стороны святой Церкви).