Творения св. Григория Богослова

До нас дошли лишь немногие сочинения св. Григория, но и их до­статочно. чтобы включить его в ряды самых блестящих богословов всех времен.

1. 45 проповедей, из которых наиболее важны №№ 27-31. изве­стные под названием «Слова о богословии». В них обсуждаются про­блемы богопознания и учение о св. Троице. Они были опубликованы в 379-380 гг. и принесли ему репутацию и прозвание Богослова. Пропо­веди написаны в крайне возвышенном стиле и очень сложны по содер­жанию. так что трудно поверить, что он произносил их устно в церк­ви. Из других проповедей несколько посвящены различным церков­ным праздникам и особым случаям. Особенно важно надгр&бное слово, св. Василию. Одна проповедь направлена против императора Юлиана Отступника.

2. Поэтические произведения, среди которых мы находим авто­биографию св. Григория, несколько стихотворений на смерть друзей и стихи на богословские темы.

3. Из 243-х писем ;в. Григория важны для нас два его письма к Кледонию (№№ 101.102). в которых обсуждается природа Христа с критикой учения Аполлинария Лаодикийского.

Влияние св. Григория на богословов последующих времен было огромным. Его произведения едва ли не приравнивались к св. Писа­нию. Его очень почитал преп. Максим Исповедник. Тексты сочинений Григория использовались гимнографами, и. в частности, наши рожде­ственский, богоявленский и пасхальный каноны — не что иное как пе­рефразированные св. Иоанном Дамаскином отрывки из проповедей св. Григория. Также и на Западе св. Григорий Богослов всегда пользо­вался большим уважением. Так, св. Фома Аквинский утверждал, что, в то время как у любого отца Церкви можно найти какую-нибудь ересь, у Григория Богослова нет ни одной.