II.1. Варнашрама-дхарма

II.1.1. Пурушартхи: Четыре Цели

Ведическая Традиция учит нас, как вести жизнь одновременно успешную и приятную*41. Для тех, кто ищет чувственных наслаждений, но не хочет порабощаться ими, шрути и смрити рекомендуют стремится к достижению четырех целей, четыре пурушартх (целей человечества): дхармы (благочестия); артхи (экономического развития); камы (чувственных наслаждений); и мокши (освобождения из круговорота рождений и смертей) (Бхаг. 8.16.5). Безусловно, достичь мокши можно, только если человек уже достиг трех предыдущих целей следуя предписаниям шастр, или же полностью игнорируя эти цели и целиком посвятив себя поискам освобождения. Тем не менее, мокша представляет конечную цель этого пути, называющегося ваидика-дхарма, тогда как дхарма, артха, и кама - всего лишь долгая подготовка перед обретением мокши. Дхарма (благочестие или праведность) влечет за собой артху (экономическое процветание). Обретя артху, живое существо принимается за каму (наслаждения), и когда оно пресыщается такими пустыми удовольствиями и развлечениями, оно начинает стремиться к мокше, осовобождению. Все религиозные школы и философии Индии рекоммендуют нам достичь этого освобождения, прибегнув к изучению писаний и логике. Это освобождение представляет собой конечную цель, поскольку оно кладет конец всем материальным страданиям.

Человеческая форма жизнь - это шанс либо возвыситься (сваргапаварга), либо деградировать (тирашча пунар асья ча). Она предоставляет нам возможность обрести знание, которое освободит нас от процесса постепенной эволюции в круговороте рождений и смертей, позволяя нам восстановиться в своем изначальном духовном положении. Это и называется освобождением (апаварга). "Материальная жизнь называется паваргой, поскольку она подвергает нас пяти различным видам страданий, представленными в этом слове (паварга) буквами па, пха, ба, бха и ма. Па расшифровывается как паришрама, "тяжкий труд". Пха относится к слову "пхена" - пена изо рта. У лошади, например, после тяжкой работы изо рта начинает идти пена. Ба занчит бхаяртха - разочарование. Несмотря на столь тяжкий труд, в конце приходит разочарование. Бха - это сокращение слова бхая, "страх". В материальном мире каждый все время испытывает жгучий, как огонь, страх, ибо не знает, что случится в следующее мгновение. И наконец, ма расшифровывается как мритью, "смерть". Когда человек стремится превзойти эти пять разных состояний существования - па, пха, ба, бха и ма - он достигает апаварги, осовбождения от возмездия материальной жизни"*42.