Абстрактные названия

Мно­гие оши­боч­но по­ла­га­ют, что все на­зва­ния и по­ня­тия, ис­поль­зуе­мые в нау­ке каб­ба­ла, от­но­сят­ся к раз­ря­ду аб­ст­ракт­ных: то есть, эти названия просто приписываются определенным объ­ек­там, как это про­ис­хо­дит в лю­бой нау­ке – фи­зи­ке, хи­мии, биологии – где лю­бой ви­ди­мый объ­ект, дей­ст­вие или си­ла по­лу­ча­ют на­зва­ние, по­сколь­ку лю­ди так ус­ло­ви­лись.

Это оши­боч­ное пред­став­ле­ние воз­ник­ло по­то­му, что каб­ба­­ла изу­ча­ет на­хо­дящийся вне вре­ме­ни и про­стран­ст­ва Выс­ший мир, уз­реть который дано лишь ов­ла­дев­ше­му каб­ба­ли­сти­че­ской ме­то­ди­кой. По­сколь­ку лишь не­мно­гие ос­ваи­ва­ют эту нау­ку и по­сти­га­ют Выс­ший мир (то есть ощу­ща­ют объ­ект, а не просто на­зы­ва­ют его определенным образом, по­то­му что их это­му нау­чи­ли), бы­ту­ет мне­ние, что все, от­но­ся­щее­ся к Выс­шим ми­рам, яв­ля­ет­ся аб­ст­ракт­ны­ми ка­те­го­рия­ми, аб­со­лют­но ото­рван­ны­ми от дей­ст­ви­тель­но­сти.

На са­мом де­ле все как раз на­обо­рот. Каб­ба­ла не опи­сы­ва­ет ни­че­го, что не от­ра­жа­ло бы ре­аль­ную дей­ст­ви­тель­ность, по­сти­гае­мую каб­ба­ли­ста­ми. От­ку­да они во­об­ще бе­рут то, что опи­сы­ва­ют? Имен­но из ре­аль­но­го по­сти­же­ния этой дей­ст­ви­тель­но­сти.

Не­пре­лож­ный за­кон всех уче­ных-каб­ба­ли­стов гла­сит: «Толь­ко дей­ст­ви­тель­ное по­сти­же­ние опи­сы­вай и толь­ко ему да­вай на­зва­ние. То, что не по­стиг­ну­то, нель­зя на­звать по име­ни и оп­ре­де­лить сло­ва­ми» (Бааль Сулам, статья «Суть науки каббала»).

Сна­ча­ла мы по­сти­га­ем объ­ект: ощу­ща­ем его в сво­ем же­ла­нии, по­то­му что же­ла­ние яв­ля­ет­ся на­шей су­тью. Кро­ме то­го, мы на­чи­на­ем из­ме­рять свое же­ла­ние, свое кли. Мы из­ме­ря­ем его на­пол­не­ние по ко­ли­че­ст­ву и по ка­че­ст­ву, по глу­би­не, по яр­ко­сти, по всем свой­ст­вам, и из по­сти­же­ния это­го кли да­ем на­зва­ние пред­ме­ту.

Мы изу­ча­ем объект на основе ге­мат­рии. Любая частичка творения имеет одну конструкцию, один скелет: (י– ה– ו – ה ( «юд-кей-вав-кей» или ну­ле­вая (точ­ка бу­к­вы юд), пер­вая, вто­рая, тре­тья и чет­вер­тая сту­пе­ни раз­ви­тия кли. За­тем, ко­гда кли пол­но­стью раз­ви­то, оно на­пол­ня­ет­ся све­том. И мы из­ме­ря­ем на­пол­не­ние в ка­ж­дой из этих час­тей:

· точ­ка бу­к­вы юд – это ке­тэр, ну­ле­вая ста­дия,

· юд – это хох­ма, пер­вая ста­дия,

· кей би­на, вто­рая ста­дия,

· вавзэир ан­пин (З”А), тре­тья ста­дия,

· кей – это мал­хут, чет­вер­тая ста­дия.