Трудность выражения Высшего постижения

Мы не в силах выразить зву­ка­ми или бу­к­ва­ми на­ше­го ми­ра то, что узнали о Высшем мире, по­сколь­ку наш сло­варь приспособлен исключительно для передачи информации о нашем мире.

Когда-то мы пришли в этот мир при­ми­тив­ны­ми людь­ми и на­ча­ли познавать его. По ме­ре по­зна­ния это­го ми­ра мы стали нуждаться в том, чтобы запоминать его, передавать друг другу информацию о нем, рас­ска­зы­вать друг другу о том, что с нами про­ис­хо­дит. Иначе говоря, язык общения обязан своим возникновением среде обитания человека и жизненным потребностям.

Пока жизнь человека была од­но­об­раз­ной и про­те­кала в замк­ну­том про­стран­ст­ве, в плос­ко­сти при­ми­тив­ных от­но­ше­ний, однообразным и примитивным был и его сло­варь. По­сте­пен­но раз­ви­ва­ясь, ос­ваи­вая при­ро­ду, мир, че­ло­век стал нуждаться в том, чтобы пе­ре­да­вать все бо­лее аб­ст­ракт­ные по­ня­тия, сложные чувства и мысли, и та­ким об­ра­зом его словарь становился все бо­лее об­шир­ным. Но все это – понятия, чувства и слова – яв­ля­ет­ся про­дук­том его ощу­ще­ний.

Так же и в ду­хов­ном ми­ре: че­ло­век ощу­ща­ет не­что. Воз­мож­но, это нечто мож­но пе­ре­дать ка­ки­ми-то зву­ка­ми или сим­во­ла­ми, но мне это ни­че­го не да­ет. Я мо­гу ви­деть эти зна­ки, слы­шать эти зву­ки – но что я в них пой­му?

Это особенно актуально, когда нужно пе­ре­дать сло­ва­ми точ­ное зна­ние, по­лу­чен­ное пу­тем об­су­ж­де­ния, как это при­ня­то в каббалистических ис­сле­до­ва­ни­ях (ка­кие-то аб­ст­ракт­ные об­ра­зы, слож­ные взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду объ­ек­та­ми, дей­ст­вия­ми, мыс­ля­ми), ко­гда каб­ба­лист дол­жен ис­поль­зо­вать аб­со­лют­но точ­ное оп­ре­де­ле­ние (ина­че это не бу­дет на­уч­ным, аде­к­ват­ным ана­ли­зом).

Как же каб­ба­ли­сты мо­гут пе­ре­дать нам, не каб­ба­ли­стам, свои ощу­ще­ния? Как мы можем узнать от них, что «там» про­ис­хо­дит? Вот каббалист стоит ря­дом со мной, и он ощу­ща­ет не­что, че­го я не чув­ст­вую: ка­кие-то об­ра­зы, яв­ле­ния, ка­кие-то си­лы, взаи­мо­дей­ст­вую­щие ме­ж­ду со­бой. Он их ви­дит, он пред­став­ля­ет се­бе, как сей­час, во­круг нас, в на­шем ми­ре и вы­ше него про­ис­хо­дят все­воз­мож­ные со­бы­тия, оп­ре­де­ляю­щие его бу­ду­щее, – события, ко­то­рые мы, воз­мож­но, уви­дим впо­след­ст­вии уже во­пло­щен­ны­ми в ма­те­ри­аль­ные те­ла на на­шем, бо­лее низ­ком уров­не. Как он мо­жет нам пе­ре­дать это знание? Это во­прос.

И еще во­прос. Как каб­ба­ли­сты об­щают­ся ме­ж­ду со­бой? Один ощу­ща­ет так, а дру­гой – ина­че. Есть ли у них оп­ре­де­лен­ный язык об­ще­ния друг с дру­гом?

Ответ на все эти вопросы дается ниже.