Три составляющих реальности

 

Комментарий профессора М. Лайтмана на статью Б. Ашлага (РАБАШ[5]) «Пре­ди­сло­вие к книге «Плоды мудрости. Письма»

(жирным шрифтом выделен текст статьи, обычным – комментарий)

Мы различаем множество ступеней и множество определений в мирах[6]. То есть, реальность многогранна.

Необходимо знать: когда говорится о ступенях и определениях, то имеется в виду постижение душами, в соответствии с тем, что они получают в этих мирах, то есть, мы судим обо всем, что нас окружает, исходя из увиденного и постигнутого.

Мы находимся в реальности этого мира и видим, что существует земля, деревья, дома, солнце, луна, небо, другие люди. Мы обозреваем действительность и выносим свои суждения, исходя из увиденного, из связей между объектами. Мы передаем свои ощущения от того, как они воздействуют на нас, и как мы можем воздействовать на них. Мы судим обо всем, исходя из собственных ощущений, в результате своего постижения.

…согласно правилу (оно существует, в том числе и в каббале, как во всех других науках и методах познания): «То, что не постигнем – не можем назвать по имени»[7].

Это означает: если мы что-то не ощущаем, то ничего об этом не знаем и не можем дать этому никакого названия. Напротив, если говорится о чем-либо, имеющeм отношение к каббале, то речь идет о личном постижении. То, что постигаем, мы именуем. Название присваиваеся нами, согласно собственному ощущению. Определения «горячий» или «холодный» соответствуют тому, как мы воспринимаем данный объект; «большой» или «маленький» – тому, каким он кажется относительно нас, и так далее. Все имена и названия, которые мы даем объектам, местам, силам, действиям и поступкам, соответствуют тому, что проходит через нас, определяются нашим отношением к наблюдаемому.

…Слово «имя» указывает на постижение, подобно тому, как человек даёт название чему-нибудь лишь после того, как постиг в нем что-либо, и в соответствии с постигнутым им. Согласно тому, что мы постигаем, ощущаем, и в соответствии с нашим отношением к чему-либо, мы именуем это явление.

Поэтому, вся действительность делится, с точки зрения духовного постижения, на 3 части:

1) «Ацмуто»[8], сущность Творца;

2) Бесконечность[9];

3) души[10].

 

1) О Его сущности мы вообще не говорим, – поясняют каббалисты[11]. Однако, если мы постигаем Его, почему не можем говорить о Нем?

Поскольку корень и место творений начинаются с Замысла Творения[12], в котором они заключены, и смысл этого скрыт в словах: «Окончание действия – в его замысле».

Пока еще мы ничего не постигаем в Ацмуто. Мы осознаем только, что есть некая сила, охватывающая всю реальность, однако не различаем в ней ничего, кроме самой констатации этого факта.

 

2) Бесконечность (ее мы уже ощущаем)представляет собой Замысел Творения, скрытый в выражении «Его желание – насладить свои творения».

Здесь мы ощущаем, как Ацмуто – единая сила – относится к нам, чувствуем, что Он – «Добрый и Творящий добро». Тот, кто постигает Бесконечность, говорит, что отношение этой силы к нам – исключительно положительное.

Это связь, существующая между Ацмуто и душами, – Ацмуто относится к душам через Бесконечность позитивно, без какого бы то ни было различия. Это означает, что свыше на нас поступает только положительное воздействие.

 

 

Рисунок 1. 2.1. Связь между Ацмуто и душами: 1. Ацмуто, 2. Бесконечность, 3. Души.

 

Бесконечность – это начало всего(относящегося к нам)процесса – есть максимум того, что могут постичь каббалисты. Это означает, что если я существую в этом мире, в своем теле, и развил свое кли[13] из точки в сердце[14], поднялся вверх, и в этом кли начинаю постигать, то в нем я постигаю все менее и менее ограниченную реальность – до тех пор, пока не постигну все, что способен постичь в своем кли, то есть, Бесконечность.

Под Бесконечностью подразумевается отсутствие границ постижения: во мне нет ничего, что мешало бы постигать, я не ограничен в ощущении, постижении, понимании, восприятии, измерении. Я воспринимаю все, поднимаясь через мир Асия[15] в мир Ецира[16], Брия[17], Ацилут[18], Адам Кадмон[19], пока не достигаю мира Бесконечности.

 

 

Рисунок 1.2.2. Подъем человека через духовные миры Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон в мир Бесконечности. Цифры от 0 до 4 соответствуют уровням авиюта. Горизонтальная линия – это баръер (махсом), граница между миром материальным и Высшим. Точкой (.) изображен зародыш будущей души – точка в сердце человека.

 

Я развил свое кли с нулевого уровня авиюта[20] до четвертого. Уровням авиюта соответствует определенный объем кли. Я достиг бесконечного объема кли, и потому воспринимаю реальность без ограничения. Поскольку я воспринимаю ее во всех частях своей души, она наполняет меня, я охватываю ее, поглощаю, ощущаю и измеряю во всем, что есть во мне, будучи уверенным, что никогда не смогу познать ее больше. После этого я говорю, что отношение ко мне этой единственной в природе силы – абсолютно доброе. Я постигаю ее всей силой и глубиной своих ощущений и своего понимания.

В этом случае я постигаю то, о чем говорят каббалисты:

«Если ты еще не постиг, то не ощущаешь этого, но если постигнешь, то увидишь, что постигаешь самую положительную силу, наполняющую тебя и желающую наполнением доставить тебе наслаждение, и в разуме, и в сердце, то есть, дать тебе позитивное ощущение и неограниченное знание»[21]. В этом и состоит связь между нами и Высшей силой[22].

И она, эта связь, называется светом[23] без кли, однако оттуда берет свое начало корень творений, то есть, отношение Творца к творению, при котором Он создает его в такой форме, чтобы творения, после их создания, прошли огромный круг истории (под историей подразумевается развитие) и достигли состояния, в котором все сотворенное познает Его.

Рисунок 1.2.3. Этапы развития творения.Объяснения в тексте.

 

Родившись и начав существовать в качестве творения[24], мы не ощущаем ничего. Мы подобны семени, которое начинает развиваться в материнском чреве, и пока еще не может быть речи о какай-либо независимости. В процессе развития мы проходим стадию разбиения[25], спускаемся из мира Бесконечности и, затем, развиваемся в нашем мире[26] на протяжении многих лет истории человечества вместе со Вселенной, земным шаром, нашим телом до тех пор, пока не начинаем ощущать «точку в сердце».

Тогда, с помощью такой науки, как каббала, мы начинаем подниматься по 125 ступеням миров[27] и приходим к постижению того, что создавшая нас сила бесконечна и желает нам только блага. Раскрывая отношение Творца к нам, мы представляем собой уже не просто точку, созданную Им[28], не малое желание. Напротив, когда это малое желание, спускаясь[29] из Бесконечности, достигает состояния, в котором мы осознаем его, мы начинаем самостоятельно развивать это желание до тех пор, пока оно не достигнет уровня бесконечного кли. Мы обретаем бесконечное, неограниченное восприятие, и в такой мере воспринимаем Его.

 

Далее мы переходим к душам, поскольку, в сущности, все определено внутри душ.