Строение желания

В созданном Творцом желании мы различаем пять ступеней, которые условно обозначаем как:

· начало буквы «юд»,

· буква «юд», י

· буква «хей», ה

· буква «вав», ו

· буква «хей», ה

 

י – ה – ו – ה

 

Таково обозначение созданного Творцом желания, обозначение творения. Желание состоит из пяти частей, обозначаемых пятью буквами. Это – не имя творения, а имя Творца, потому что желания заполняет свет, ощущение Творца. Именно Творца ощущает творение – и более ничего.

Поэтому состояние творения – есть имя Творца. Мир, который чувствует творение, само оно, его восприятия – все его совокупные ощущения, и есть проявление Творца для него и в нем. Поэтому кли – есть имя Творца. Произносятся только 4 буквы, кроме «начало буквы юд»: АВАЯ.

Итак, АВАЯ – это строение желания:

· «Окончание буквы юд» – неощущаемое еще желание;

· «י» соответствует уровню «неживой»;

· первая «ה» соответствует «растительному» уровню;

· «ו» соответствует уровню «животный»;

· последняя «ה» соответствует уровню «говорящий».

Желание каждого уровня, в свою очередь, делится на подуровни: неживой, растительный, животный, говорящий. Это означает, что даже на уровне «неживое», существует разделение на – неживой, растительный, животный, говорящий.

Наша задача – понять, что из себя представляет человек. Одно растение соответствует всей неживой природе, единственное животное выше всего растительного мира, один человек выше всех животных. Определение «выше» отсылает нас к тому факту, что исправление человека покрывает все низшие творения.

Все включено в человека, поднимаясь, он подтягивает за собой миры, ибо все они созданы ради такого человека. Если человек исправляется, то все творение, соответственно, приближается к Творцу. Поэтому только человек должен исправлять себя.

Исправление означает изменение нашего отношения к Творцу. Если Творец дает человеку такое желание, то он называется «человеком», а под этой ступенью находятся уровни говорящий, животный, растительный, неживой. Это уровни желания в человеке нашего мира.

Мы уже изучали, что сами духовные миры – это:

· неживой уровень, называемый «эйхалот» – залы, чертоги;

· растительный уровень называется «левушим» – одеяния;

· животный уровень называется «малахим» – ангелы;

· говорящий уровень называется «нешамот» – душа человека.

Обязанность исправления всей природы возложена на человека, как на обладателя души – самого большого, наиболее развитого желания. Человек, получающий в этом мире точку в сердце, зародыш души и начинающий развивать ее, становится самым важным, как в материальном, так и в духовном мирах. Он включает в себя силы, дающие ему возможность слиться с Творцом, стать подобным Ему.

В самом человеке находятся все четыре ступени творения. Естественно, все основывается на ступени «неживое» – прах, пепел. Ее существование оправдано наличием трех чудесных свойств: отсюда берут начало растения, животные, человек. С одной стороны, прах ничего из себя не представляет, но без него невозможен никакой вид жизни.

То же самое можно сказать о ступени «человек», «an mass» представляющий собой «неживой» уровень – в нем заключены три возможности развития. В массах может возникнуть три более развитых желания, называемых в каббале: «богачи», «властители» и «мудрецы». Они развиваются благодаря соответствующим стремлениям к богатству, власти, знаниям, происходящим из желания «неживого» уровня. В результате, в человеке из желания предыдущей ступени развивается более зрелое под воздействием трех стремлений:

· вожделение, страсть,

· зависть,

· стремление к почестям.

Если наряду с этими желаниями Творец дает человеку душу – часть Божественного, стремление к Высшему, то он и устремляется к Божественному. Благодаря этим желаниям человек развивается, поднимаясь со ступени на ступень, пока не достигнет последней – совершенства.

 

«Неживой, растительный, животный и говорящий уровни развития»

Итак, благодаря желанию первой ступени – страсти – из массы людей выделяются «богачи». Это более высокая ступень, отличающаяся намного большим желанием, чем у остальных, она соответствует уровню «растительный» в мироздании.

Далее, если дать человеку развить желание к почестям, из общей среды выделяются «властители» – это вторая ступень, соответствующая ступени «животное» в природе. Стремление к почету существует только у человека. Богачи жаждут лишь нажить капитал, они стремятся к обладанию неживым материалом. Это желание будет существовать, даже если в мире вообще не останется людей, кроме самого богача – главное, чтобы у него было все, что он желает.

Напротив, жажда почестей нуждается в тех, кто их обеспечивает. Это иной вид существования. Желание уже развито настолько, что обладания чем-то неживым оказывается недостаточно, требуется властвовать также и над себе подобными, чтобы они поставляли наполнение, наслаждение. Властитель желает находиться у человека в сердце – это называется «желанием к почестям».

Посредством «зависти» из толпы выделяются «мудрецы». Существует поговорка: «Зависть мудрецов умножает мудрость»[84]. Люди, обладающие большим желанием и склонные к зависти, приобретают знание и мудрость. Эта ступень соответствует уровню «говорящий» в устройстве мироздания.

Действия мудрецов не ограничены местом и временем. Человек подчас до такой степени завидует кому-то жившему очень давно, будто тот его современник. Время на это чувство не влияет. Человек завидует не только потому, что кто-то обладает тем, что у него отсутствует – он желает не чужого (иметь чужое желание и наполнение), а стремится уничтожить само чужое желание, чтобы другой ничего не имел.

Если я, например, отношусь к ступени «говорящий» в человеке, то мое желание настолько велико, что вынуждает меня желать все, что есть у других, и более того: чтобы у других этого не было. Таким образом я могу увеличивать свое желание бесконечно: хотеть все, что есть у других. Я один могу сравняться со всем человечеством.

 

 

4.3. Достижение цели

Каббала представляет собой методику достижения Высшего уровня существования, когда по возможностям и ощущениям человек становится равным самому Высшему уровню – Творцу.

Однако возникает вопрос, почему мы созданы Высшей силой в таком несовершенном состоянии, что должны его усовершенствовать, как бы исправляя действия Творца.

Это состояние можно разобрать на примере древней притчи. Она повествует о царе, у которого есть замок, полный всякого добра, но пустующий без гостей. Чтобы заполнить его гостями, нужно создать творения именно в нашем виде: состоящие из высших и низших свойств. Для приведения человека к состоянию Высшего знания и наслаждения, образованы миры. Таким образом, миры были созданы, чтобы доставить наслаждение творениям. Однако, поскольку относительно Творца нет ни прошлого, ни будущего, то сразу же, по мере возникновения Замысла создать творения и дать им наслаждение, Он его воплотил в действие. Такое состояние называется миром Бесконечности.

 

Риунок 1(4). Мир Бесконечности.

 

В мире Бесконечности в потенциале заключены все произошедшие затем от него миры и все состояния человека, который должен пройти путь совершенствования от состояния, обратного Творцу, до полного Ему подобия.

 

Рисунок 2(4). Мир Сокращения.