Дополнительный материал

По­сти­же­ние един­ст­ва ми­ро­зда­ния

4.9.1. Цель тво­ре­ния

Ес­ли Выс­шая си­ла создала нас, зна­чит, у нее была совершенно конкретная цель, то, ради че­го она это осуществила. Из все­го раз­но­об­ра­зия дей­ст­ви­тель­но­сти, по­ро­ж­ден­ной Выс­шим управ­ле­ни­ем, осо­бую важ­ность пред­став­ля­ет со­бой способность ра­зум­но мыслить, дан­ная, ис­клю­чи­тель­но, че­ло­ве­ку – ощущение, бла­го­да­ря ко­то­ро­му он чувствует стра­да­ния ближ­не­го. По­это­му, ес­ли у Выс­шей управ­ляю­щей си­лы была цель тво­ре­ния, то объ­ек­том ее яв­лял­ся че­ло­век. Все мироздание создано толь­ко ра­ди того, чтобы он дос­тиг сво­его пред­на­зна­че­ния – начал ощу­щать управ­ляю­щую им Выс­шую си­лу, так же, как воспринимает все, что его окружает.

Че­ло­век яв­ля­ет­ся цен­тром тво­ре­ния, по­то­му что в нем присутствует наиболь­шее же­ла­ние на­сла­дить­ся, и в силу того, что он по всем сво­им свой­ст­вам раз­вит боль­ше ос­таль­ных творений (мы не принимаем в рас­чет, пло­хими или хо­ро­шими являются эти свой­ст­ва, мы го­во­рим о сте­пе­ни их раз­ви­тия, воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния, потенциале, который в них заложен).

Глав­ное, что от­ли­ча­ет че­ло­ве­ка от всех ос­таль­ных творений (в ча­ст­но­сти, от жи­вот­ных) – это способность к ощу­ще­нию ближ­не­го. Ес­ли че­ло­век, дей­ст­ви­тель­но, хо­чет под­нять­ся вы­ше уров­ня жи­вот­но­го, он должен ис­поль­зо­вать это един­ст­вен­ное от­ли­чие.

Именно ощу­ще­ние ближ­не­го вы­зы­ва­ет в нас стрем­ле­ние к бо­гат­ст­ву, к сла­ве, к зна­ни­ям – это об­ще­ст­вен­ные же­ла­ния, возникающие под влия­ни­ем социума. Ес­ли бы мы не на­хо­ди­лись в об­ще­ст­ве себе подобных, а жи­ли изо­ли­ро­ван­но, то такие же­ла­ния у нас не появлялись бы.

Же­ла­ния, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся те­лес­ны­ми – потребность в пи­ще, создании семьи, продолжении рода, обустройстве жилища – у нас, практически, та­кие же, как и у жи­вот­ных, толь­ко более раз­ви­ты. Яс­но, что на их основе мы не мо­жем стро­ить свою ин­ди­ви­ду­аль­ность, реа­ли­зо­вы­вать осо­бое пред­на­зна­че­ние. Оно мо­жет базироваться толь­ко на том един­ст­вен­ном отличии, которое рознит нас со всей ос­таль­ной при­ро­дой – на ощу­ще­нии ближ­не­го.

Эта способность да­на нам для то­го, что­бы мы обо­ст­ри­ли ее до такой степени, что­ смогли ощутить Твор­ца, стоя­ще­го за теми, кто нас окружает. В этом за­клю­ча­ет­ся на­ше пред­на­зна­че­ние и реа­ли­за­ция на­ших воз­мож­но­стей. Раз­вить в се­бе определенное от­но­ше­ние к ближ­не­му, ощу­ще­ние ок­ру­жаю­щих людей до та­кой ост­ро­ты, что­бы чувствовать не просто их, а То­го, Кто нами управ­ля­ет. Та­к мы по­сти­га­ем Твор­ца.

Мы по­сти­га­ем Его, стоя­щим не за не­жи­вой, рас­ти­тель­ной и жи­вот­ной при­ро­дой, а за че­ло­ве­че­ской при­ро­дой ок­ру­жаю­щих нас людей. (Мы постигаем Его, стоящим именно за человеческой природой окружающих нас людей, а не за не­жи­вой, рас­ти­тель­ной или жи­вот­ной). Как это происходит? Ес­ли человек го­то­в относиться к ближ­не­му, как к самому се­бе, то есть, вый­ти за рамки собственных ощущений и проникнуть в чувства окружающих, ощу­тить дру­го­го, как самого се­бя, то это и будет озна­чать мак­си­маль­ную реа­ли­зацию за­ло­же­нного в нем отличия от жи­вот­ных. Только в этом случае человек обнаружит Того, Кто им управляет – Твор­ца.

Что­бы по­зво­лить нам это осуществить, Тво­рец и соз­дал для нас окружение: разбил ду­шу на мно­же­ст­во час­тей. Он намеренно сде­лал это, что­бы каждый из нас, обо­ст­рив собственное восприятие другого человека, до­брался до та­кой тон­ко­сти в своих ощущениях, что смог почувствовать стоя­ще­го за ним Творца.

Вслед­ст­вие сбли­же­ния с Творцом в свойствах от­да­чи и люб­ви, в че­ло­ве­ке воз­ни­ка­ет ог­ром­ное на­сла­ж­де­ние, вплоть до чу­дес­но­го ощу­ще­ния пол­но­го вза­им­но­го кон­так­та с Выс­шей управ­ляю­щей си­лой. Уподобляясь свойствам Твор­ца (это оз­на­ча­ет аналогичное от­но­ше­ние к ок­ру­жаю­щим, та­кую же воз­мож­ность чувствовать кого-либо вне самого се­бя), мы дос­ти­гаем со­стоя­ния, ко­гда на­чи­наем ощу­щать Его, и та­ким об­ра­зом вхо­дим с Ним в кон­такт, вплоть до пол­но­го слия­ния.

 

4.9.2. Вы­яв­ле­ние За­мыс­ла – в дос­ти­же­нии це­ли

Ко­нец дей­ст­вия и его ре­зуль­тат при­сут­ст­ву­ют в пер­во­на­чаль­ном за­мыс­ле. Тво­рец, со­глас­но Сво­ей це­ли, соз­дал в об­рат­ном по­ряд­ке (ес­ли мож­но так ска­зать о Нем) дей­ст­вия, ко­то­рые к ней при­во­дят. Однако для Не­го Са­мо­го не су­ще­ст­ву­ет по­ня­тия вре­ме­ни и места, и по­это­му, от­но­си­тель­но Не­го, на Его уров­не (хо­тя мы это­го и не способны представить) за­мы­сел, дей­ст­вие и ре­зуль­тат со­вер­шен­но иден­тич­ны. Же­ла­ние Твор­ца на­сла­дить тво­ре­ние реа­ли­зу­ет­ся мгно­вен­но, без вся­ких про­ме­жу­точ­ных со­стоя­ний.

Че­ты­ре ста­дии распространения пря­мо­го све­та[87], за­тем, со­кра­ще­ние све­та, раз­де­ле­ние, рас­про­стра­не­ние, нис­хо­ж­де­ние ми­ров до на­ше­го ми­ра и опять подъ­ем ду­ши по сту­пе­ням ми­ров в со­стоя­ние бес­ко­неч­но­сти – то есть, все то, что мы изучаем – имеет отношение толь­ко к душам, касается нас. Та­к по­сти­га­ет­ся и про­яв­ля­ет­ся то един­ст­вен­ное со­стоя­ние, в ко­то­ром мы на самом деле на­хо­дим­ся.

Со­стоя­ние, ко­то­рое за­мыслил Творец, немедленно во­пло­ти­лось в Его За­мыс­ле. В нем мы и су­ще­ст­ву­ем: нет ни­че­го, кро­ме За­мыс­ла Тво­ре­ния. Состояние, которое мы ощу­ща­ем реа­ли­зую­щим­ся в ма­те­рии (в нас), как и те, ко­то­рые мы по­сте­пен­но про­хо­дим, что­бы по­стичь Его За­мы­сел – имеет отношение толь­ко к человеку. Все эти ощу­ще­ния про­бу­ж­да­ют­ся в нас и оформ­ля­ют­ся в еди­ное впе­чат­ле­ние от Его от­но­ше­ния к нам – же­ла­ния на­сла­дить тво­ре­ние.

На са­мом де­ле, кро­ме Его За­мыс­ла, в ко­то­ром мы су­ще­ст­ву­ем, ни­че­го нет. Каб­ба­­ла го­во­рит о том, как мы по­сти­га­ем За­мы­сел Твор­ца, на­чи­на­ем ощу­щать се­бя су­ще­ст­вую­щи­ми в нем, и как он реа­ли­зу­ет­ся в нас. Однако все это касается толь­ко на­ше­го ощу­ще­ния, по­это­му оно и на­зы­ва­ет­ся же­ла­ни­ем получать – со­су­дом, в ко­то­ром мы ощу­ща­ем За­мы­сел Твор­ца. Раз­ви­тием это­го со­су­да (кли) и занимается каб­ба­­ла. В ито­ге, вся эта нау­ка – есть изу­че­ние За­мыс­ла Твор­ца, Его мыс­ли, ко­то­рая од­на толь­ко и су­ще­ст­ву­ет.

Ас­т­ро­фи­зи­ки также высказывают предположение, что Все­лен­ная пред­став­ля­ет со­бой реализацию од­ной мысли, одного за­мы­сла. Та­кое впе­чат­ле­ние воз­ни­ка­ет у них при изу­че­нии кос­мо­са. Так и в процессе изучения ми­ро­зда­ния: по­сле вы­яс­не­ния це­ли ста­но­вит­ся очевидно, что по­ря­док тво­ре­ния во всех сво­их про­яв­ле­ни­ях оп­ре­де­лен за­ра­нее и толь­ко в со­от­вет­ст­вии с этой це­лью. Со­глас­но ей, че­ло­ве­че­ст­во бу­дет раз­ви­вать­ся и под­ни­мать­ся в свой­ст­ве от­да­чи до тех пор, по­ка не ста­нет спо­соб­ным ощу­тить Выс­шую управ­ляю­щую си­лу как сво­его ближ­не­го.

Из­на­чаль­ный За­мы­сел Твор­ца сра­зу же во­пло­тил­ся в Его от­но­ше­ние к тво­ре­ни­ям – поя­ви­лись тво­ре­ния, которые находятся в со­стоя­нии на­сла­ж­де­ния от слия­ния с Ним. Однако са­ми тво­ре­ния осоз­на­ют это со­стоя­ние по­сте­пен­но. Прежде всего, у них долж­но возникнуть же­ла­ние, по­треб­ность ощу­тить, осоз­нать, впи­тать, на­сла­дить­ся этим со­стоя­ни­ем. «Кли ко­дем ле ор» – так это на­зы­ва­ет­ся в каб­ба­­ле, то есть, появление со­суда-же­ла­ния долж­но пред­ше­ст­во­вать его на­пол­не­нию. По­это­му по­сти­же­ние, ощу­ще­ние тво­ре­ни­ем сво­его со­стоя­ния является процессом по­сте­пен­ным, и это про­яв­ля­ет­ся на всех сту­пе­нях ду­хов­ных ми­ров.

Со­глас­но пла­ну Твор­ца, все че­ло­ве­че­ст­во долж­но прежде са­мостоятельно по­стиг­нуть, то есть, са­мо по­же­лать, а уж потом, ощу­тить свое веч­ное и со­вер­шен­ное со­стоя­ние. Оно к это­му и идет – ли­бо пу­тем стра­да­ний, ли­бо пу­тем све­та, ис­прав­ле­ния, пу­тем каб­ба­­лы. Это продвижение будет продолжаться до тех пор, по­ка человечество не ощу­тит един­ст­вен­ное со­стоя­ние, ко­то­рое су­ще­ст­ву­ет. Все предшествующие – лишь ступени нашего про­бу­ж­де­ни­я. Та­ким об­ра­зом, тво­ре­ние все­гда ощу­ща­ет од­но и то же – свое на­стоя­щее со­стоя­ние, толь­ко в ма­лой, ог­ра­ни­чен­ной ме­ре.

Ме­ра ощу­ще­ния един­ст­вен­но­го, пол­но­го, со­вер­шен­но­го со­стоя­ния на­зы­ва­ет­ся ми­ром тво­ре­ния, а при­ро­да тво­ре­ния уст­рое­на та­ким об­ра­зом, что­бы под­го­нять его к дос­ти­же­нию со­стоя­ния со­вер­шен­ст­ва, по­до­бия, еди­не­ния с Твор­цом.