Против ересей IV, 20, 4. PG. 7. col. 1034. • Там же, IV, 6, 3—6, col. 988.


«Слово явило Себя, когда Оно стало Человеком. Хотя до Воплощения и говорили, что человек был создан по образу Бо-жию, но этого нельзя было показать, потому что Слово было еще невидимо — Он, по образу Которого был сотворен человек. Поэтому само подобие скоро и утерялось. Слово, ставшее плотью, восстановило как образ, так и подобие. Ибо стал Он Сам тем, что было сотворено по Его образу, и Он глубоко запе­чатлел подобие, сподобляя человека через видимое Слово неви­димому Отцу» 10. Именно в Духе Святом человек стяжает упо­добление. «Если в каком-либо человеке дух не соединен с ду­шой, человек этот несовершенен; он остается звероподобным и плотским, хотя образ Божий и запечатлен в его плоти, тем не менее он не обретает Духом Его подобия» ". Таким образом, домостроительство Сына и Духа Святого «подъемлет человека к жизни Бога» 12. Теперь постепенное проявление Бога сверша­ется в духовном -совершенствовании человека, осуществляя по­добие, полученное в залоге Духа. Этот восходящий путь, путь к состоянию человека духовного превышает столь дорогое гности­кам деление на людей телесных, душевных и духовных. Теперь новый элемент Священного Писания обогащает учение о позна­нии Бога: достоинство человека, созданного по образу и подо­бию Божию, то человеческое качество, которое во всей своей полноте осуществляется и благодаря делу Воплощения, в кото­ром Сын являет Себя совершенным образом невидимого Бога, по которому был создан человек, и благодаря делу сошествия Святого Духа, сообщающего человеку возможность усовершен­ствования, способность к духовной жизни. Это духовное прод­вижение человека, восходящего Духом и Словом к общению с Отцом, обретает у св. Иринея эсхатологический аспект: «Если уже теперь,—говорит он,—получив залог духа, мы взываем:

Авва Отче, то что же будет с нами, когда воскреснув, мы уви­дим Его лицом к лицу, когда разрозненные члены, сбежавшись толпой воспоют победную песнь в честь Того, Кто воскресил их из мертвых и даровал вечную жизнь» 13.

Для св. Иринея Боговидение есть всегда откровение, совер­шающееся по воле Божией. Бог по самой природе Своей не есть некий объект, поддающийся познанию: Он дает откровение о Себе по Своей любви, по Своему снисхождению. Если проро­ки и провещали, что люди увидят Бога, если Господь и обещал это Боговидение «чистым сердцем», то также истинно и то, что «Бога никто не увидит». Действительно, когда созерцаешьЕго