Против ересей, IV, 20. 9. col. 1038.


состоянии непорочности будущего века, раскрывшемся в Преоб­ражении Христовом, как в «Царстве Божием, пришедшем в

силе».

Для св. Иринея третья ступень, ступень видения Отца, при­сущая достигшим блаженства, есть явление Христа, преобра­женного светом, как источником непорочной жизни будущего века. Действительно, он говорит: «Слово стало плотью... дабы всё, что существует, видело... своего Царя; и дабы свет Отца сошел на плоть Господа нашего, и от Его сияющей плоти пере­шел на нас, и таким образом человек, одеянный Отчим светом,

получил нетление» 22.

К теме Преображения Христова постоянно возвращаются византийские богословы; это—ключ их учения о Боговидении. Эта тема впервые появляется у св. Иринея,—и мне кажется. что я не ошибаюсь,—в том именно учительном контексте, ко­торый соотносит'эту тему с видением будущего века: видением Христа в Его славе, тем видением, благодаря которому человек становится причастным свету Бога невидимого, обретая в нем состояние безгрешности, т. е. обожение. Ибо «если Слово ста­ло человеком, то для того, чтобы люди могли стать богами» 23 — говорит св. Ириней, и эти его слова будут повторять во все ве­ка святые отцы и богословы. И что же есть обожение, какнесовершенная сопричастность жизни божественной? Эта соприча­стность наилучшем образом выражается в видении света. «Ви­деть свет,—говорит св. Ириней,—значит быть в Нем и быть причастным Его животворному великолепию. Поэтому видящие Бога — сопричастны жизни»24.

Блаженство представляется св. Иринею беспредельным усо­вершенствованием человека и все возрастающим проявлением Бога. «Даже и в будущем веке,—говорит он,—Богу всегда надо будет поучать, а человеку — всегда у Бога поучаться» 25.

Часто св. Иринея обвиняли в том, что он учил о тысячелет­нем царстве праведников, которое, согласно Апокалипсису, должно наступить еще на земле до конца света. Он действи­тельно говорит о тайне воскресения и царстве праведников, как начале непорочности, таком царстве, где его удостоившиеся постепенно будут привыкать к тому, как Бога «уловлять» (paulatim assuescunt capere Deum) 26. И далее он прибавляет:

«Праведники будут царить на земле, возрастая в видении Гос­пода, и в Нем они будут привыкать к приятию славы Бога

22 Там же, IV, 20, 2, col. 1033.

23 Там же, V, введение, col. 1035.

24 Там же, IV, 2, 5, col. 1035.