Участие лиц Пресвятой Троицы в спасении человека

 

Священное Писание (Быт. 1,26) говорит, что созданию человека предшествовало некое таинственное совещание Божественных Лиц. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». В православном богословии это совещание Божественных Лиц о создании человека получило наименова­ние Предвечного Совета Божия. Само это слово «совет» по от­ношению к предвечному Божественному замыслу о спасе­нии человека встречается в Священном Писании (Деян. 2,23). Следу­ет иметь в виду, что славянское слово «совет» означает «воле­изъявление», а не «совещание», ибо «совещание» по смыслу оз­начает согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина. В чем суть этого Совета, почему именно человек почтен таким Божественным вниманием?

Бог создал человека свободным существом, которое способ­но злоупотребить своей свободой, повернуться спиной к своему Создателю. Поэтому некоторые современные богословы даже говорят о сотворении человека как о некотором Божественном «риске». Бог предвидел, что человек недолжным образом вос­пользуется своей свободой и согрешит. А согрешив, будет нуж­даться в Искуплении. Поэтому Бог определил спасти человека и предызбрал к этому необходимые средства. Эти средства — Воплощение Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы, и Его искупительная Жертва.

Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы принести Себя в искупительную жертву ради спасения человека и всего мира. Без этого согласия творение мира было бы так же невозможно, как и без творческого дей­ствия Отца. Тайна домостроительства открыта нам лишь отча­сти, в той мере, в какой это для нас необходимо и спасительно. В частности, нам совершенно неведомо, почему Бог для спасе­ния людей избрал именно такое средство, а не какое-то иное, хотя если исходить из того, что Бог всемогущ, Он мог бы, вероят­но, изыскать и иные способы спасти людей от осуждения. Поче­му именно таким образом Господь благоволил спасти челове­ка, мы не знаем; не случайно апостол Павел (Еф. 1,9) говорит об Искуплении как о тайне воли Божией. Совет Божий о спасении человека называется Предвечным Советом. В сотворении человека Бог как Творец проявляет величайшую ответствен­ность перед Своим творением: наделяя человека свободой, ко­торая заключает в себе возможность злоупотребления ею, Бог принимает на Себя ответственность и за последствия этого зло­употребления, принимает решение в лице Второй Ипостаси Пре­святой Троицы принять на Себя и разделить с человеком все последствия его падшести. Священное Писание говорит, что это ре­шение было предвечным, т. е. Бог предвидел падение человека и принял решение о спасении его еще до сотворения мира. Апос­тол Павел (Рим. 14, 24) называет это решение тайной, о кото­рой "от вечных времен было умолчано". В Еф. 3, 9 он говорит о тайне, "сокрывшейся от вечности в Боге". В Еф. 1, 4 апостол говорит, что "Бог избрал нас в Нем (т. е. во Христе) прежде создания мира". И Сам Христос называется в Свщ. Писании Агнцем, предназначенным в жертву от создания мира (1 Пет. 1, 19-20 и Откр. 13,8).

Каково участие Лиц Святой Троицы в спасении человечес­кого рода?

Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына:

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единород­ного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16).

Через Воплощение и искупительную Жертву Сын соверша­ет наше спасение. Господь во время Своего земного служения неоднократно говорил, что Он пришел для того, чтобы испол­нить волю Отца. "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин. 4, 34). "Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетель­ствуют о Мне, что Отец послал Меня" (Ин. 5, 36). "Потому лю­бит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего". (Ин. 10, 17-18) Апостол Петр (1 Пет. 1, 18-19) говорит, что мы искуплены "от суетной жизни... драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агн­ца".

Святой Дух усвояет искупленным грешникам заслуги или, лучше сказать, искупительные плоды Жертвы Христовой и Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения: "Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению" (2 Фес. 2, 13) Везде в Священном Писании, где говорится о благодатном освящении человека, предполага­ется действие Святого Духа. Например, Ин. 3, 5: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие".