Римо-католическое учение о чистилище

Это учение неразрывно связано с римо-католической сотериологией вообще. Католическое богословие различает в каж­дом греховном деянии два момента: вину греха и наказание за грех. При этом грехи у католиков классифицируются на смертные и простительные. Если человек приносит покаяние за грех, то в общем случае ему прощается вина греха, а наказа­ние за грех прощается только в том случае, если грех смерт­ный. Во всех прочих случаях человек помимо того, что он пока­ялся, должен понести некоторое наказание и таким образом принести за свой грех удовлетворение (satisfactio) Богу. Это удовлетворение может выражаться самым различным обра­зом: церковная епитимия, различные подвиги, которые человек на себя добровольно возлагает (паломничество, усиленные мо­литвы, посты и т. д.).

Чистилище у католиков оказывается неким средним мес­том, промежуточной инстанцией между раем и адом, в кото­рую попадают те, кто покаялся, но не принес в земной жизни Богу достаточного удовлетворения. Этот недостаток восполня­ется пребыванием в чистилище. Освобождение из чистилища происходит чисто механически по истечении определенного времени, которое необходимо для того, чтобы принести полное удовлетворение. Но возможно и сокращение срока пребыва­ния в чистилище через молитвы живых, молитвы Церкви, че­рез принесение бескровной Жертвы, а также посредством ин­дульгенций, которые усвояют грешникам сверхдолжные дела сверхдолжные заслуги святых.

Основания учения о чистилище. "Ибо никто не может по­ложить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне откры­вается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3, 11-15).

Как бы ни толковать этот весьма сложный отрывок, огонь здесь все же выступает как испытание, а не наказание в латин­ском смысле.

Ссылаются также на 2 Мак. 12, где речь идет о принесении жертвы о грехе погибших воинов. Но эта ссылка находится в противоречии с латинским учением, потому что воины совер­шили смертный грех, за что навлекли на себя заклятие. Об этом имеется указание во Втор. (7,25-26). Они присвоили себе посвященные идолам вещи, которые не имели права брать. Втор. угрожает заклятием тем, кто совершает подобного рода грехи, поэтому грех этот смертный и никак не может служить под­тверждением римо-католического учения.

Часто римо-католики говорят, что учение о чистилище есть просто некий латинский вариант учения о мытарствах. Но это не так, чистилище и мытарства — вещи совершенно разные. Во-первых, учение о мытарствах в Православии, в отличие от учения о чистилище у католиков, не догматизировано; во-вто­рых, оно никоим образом не связано с представлением о ка­ком-то удовлетворении Богу. Проходя мытарства, человек не приносит Богу удовлетворение, не отбывает наказание, а приво­дится к осознанию своего действительного нравственного со­стояния. Основная цель мытарств — это самопознание челове­ка, приведение его к осознанию итога своего жизненного пути. Никакого отношения к римо-католической сотериологии уче­ние о мытарствах не имеет.

Пожалуй, единственный логичный аргумент в пользу уче­ния о чистилище — это известная притча о должнике: "истин­но говорю тебе: ты не выйдешь оттуда (из темницы), пока не отдашь до последнего кодранта" (Мф. 5, 26); или: "Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полу­шки" (Лк. 12, 59). Но основывать на одной притче целое учение вряд ли возможно, тем более что притча эта имеет чисто нравственный характер.