Священного Писания и Священного Предания

Сама приставка "dEvii" в греческом языке может иметь два значения: "против" и "вместо". По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны — тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Свщ. Писании само это наименование употребляется двояким обра­зом. В широком смысле слово "антихрист" — это всякий, "от­вергающий Отца и Сына" (1 Ин. 2, 22), "а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста..." (1 Ин. 4, 3), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле "...появилосьмного антихристов..." (1 Ин. 2, 18). Но в строгом смысле это наименорание употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: "...вы слышали, что придет антихрист..." (1 Ин. 2, 18).

В истории имели место мнения, что антихрист не есть лич­ность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение выс­казывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его вос­производили раскольники беспоповцы. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение... кн. 4, гл. 26) пишет: "Надобно знать, что должно придти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собствен­ном смысле и преимущественно, антихристом называется тот, который придет к кончине мира". Свщ. Писание учит об анти­христе, как о конкретной личности. Господь говорит иудеям:

"...иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5, 43). Апостол Павел называет антихриста: "человеком греха, сыном поги­бели" (2 Фее. 2, 3).

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иако­ва. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках зву­чит следующим образом: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!" (Быт. 49, 17-18). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: "От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем" (Иер. 8, 16-17).

В Откр. (гл. 7) перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто коле­но Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указа­ние на то, что из колена Данова будет антихрист.

Существует ложное мнение, что антихрист будет воплоще­нием сатаны: подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: "Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и при­мет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя буду­щее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем". Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Свщ. Писания об антихристе: "которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фес. 2, 9).

Имя антихриста неизвестно, известно только его число — "666". По объяснению свщмч. Иринея Лионского, "имя его не­известно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого" (Против ересей, кн.5, гл.30).

Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие "от среды удерживающего теперь" (2 Фес. 2, 7). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: "ныне вы знаете, что не допускает открыть­ся ему в свое время". Слову "что" в синодальном переводе со­ответствует греческое "то катоу", что буквально значит "дер­жащее или удерживающее", в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: "не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (6 кетйюу)". Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Одно­значного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под "удерживающим" и "держащим" можно понимать и некото­рую силу, политическую или религиозно-политическую, и не­коего представителя этой силы.