Б) Учение свт. Кирилла Александрийского

Эти проповеди вызвали резкое противодействие Несторию, прежде всего со стороны свт. Кирилла, архиепископа Александ­рийского. В учении Нестория он увидел реальную опасность рассечения единого Христа на двоицу сынов.

Сам Несторий, пытаясь объяснить свою позицию, создал учение о так называемом "лице единения" (тгрбсяояоу ^усйоеюс). Несторий в своем богословском видении признавал во Христе два лица, два различных субъекта — Божественный и челове­ческий. Эти два лица сходятся в некоторое третье лицо, кото­рое Несторий называет термином "лицо единения". Иначе го­воря, Христос предстает перед нами в Евангелии как единое Лицо, как единая Личность только субъективно; по отноше­нию к внешнему наблюдателю Он есть единое Существо, еди­ное Лицо, но в Самом Себе Он заключает два лица, Божествен­ное и человеческое. Сам Несторий никогда не утверждал, что во Христе два лица, две личности, но весь образ его мысли сви­детельствует о том, что он полагал во Христе второй ипостас-ный центр, человеческий, отличный от Ипостаси Бога Слова.

Таким образом, получалось, что Сын Божий и Сын Марии личностно разделены, между ними существует только нравствен­ная связь, подобная той, которая существовала между Богом и ветхозаветными праведниками, а, следовательно, путь к реаль­ному обожению для человека по-прежнему закрыт.

В противоположность Несторию, свт. Кирилл Александрий­ский предложил учение об ипостасном, или о физическом един­стве. В одном из своих посланий, адресованных Несторию, он пишет: "Слово, соединив собой ипостасно плоть, одушевленную разумной душой, неизреченно и непостижимо для нашего ума, стало человеком и наименовало Себя Сыном Человеческим". Хотя основная интуиция свт. Кирилла была правильной, у него также не хватало терминов для выражения образа соединения природ, он вынужден пользоваться конкретными примерами и образами.

Чаше всего он использует антропологический пример, т.е. приводит пример человека, который представляет собой еди­ное существо, единую ипостась, единую личность, состоящую из Двух реально различных природ, души и тела. У свт. Кирилла это основной христологический образ, абстрагируясь от которо­го, невозможно понять ни логику его мыслей, ни его терминологию.

Согласно свт. Кириллу, Божество и человечество во Христе соединились ипостасно, подобно тому, как ипостасно соединя­ются душа и тело в человеке. Это есть особый вид единства, предполагающий не внешнее подлеположение природ, как у Нестория, но их взаимное общение и взаимное проникновение внут­ри единой Ипостаси. Для свт. Кирилла недопустимо говорить о каком-то особом лице, об особой личности, особом человечес­ком "я". Во Христе только одно "Я", это "Я" Второго Лица Пресвятой Троицы, Сына Божия. Христос говорит о Себе в пер­вом лице и как о Боге, и как о человеке. Именно Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Слово, является субъектом, подлежа­щим всех действий и состояний Богочеловека. Во Христе име­ет место единый личностный субъект, тождественный Второму Лицу Пресвятой Троицы. Особой человеческой личности, особо­го человеческого субъекта во Христе нет.

Однако богословие свт. Кирилла тоже не было лишено не­достатков. В частности, у него мало попыток положительного изложения, в основном это полемика, как правило, довольно резкая. Кроме того, у свт. Кирилла отсутствует четкая терми­нология, например, нет строгого различения терминов "ипос­тась" и "природа". К тому же свт. Кирилл, добросовестно заб­луждаясь, пользовался аполлинарианскими подлогами, т.е. кни­гами, которые, как он считал, принадлежат отцам Церкви, свт. Афанасию Александрийскому и др., в действительности же при­надлежащими перу Аполлинария Лаодикийского. Ученики Апол­линария, желая спасти эти книги от уничтожения, надписыва­ли их именами уважаемых отцов Церкви. Знаменитая формула "единая природа Бога Слова воплощенная" была заимствована свт. Кириллом из этой псевдо-эпиграфической литературы.