Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств

Апостол Павел говорит нам, что явление Бога во плоти есть "велия благочестия Тайна". Сам по себе этот образ соединения недоступен нашему пониманию, поэтому выразить эту Тайну мы можем только в отрицательных терминах, т.е. апофатически. Существуют четыре термина, посредством которых опи­сывается соединение двух природ. Эти четыре термина содер­жатся в оросе IV Вселенского Собора, хотя, конечно, они не были изобретены отцами этого Собора. Эти термины встреча­ются уже у свт Кирилла Александрийского.

НЕСЛИТНО ("йетиу^^тсо^"). Это значит, что в результате соединения природы не слились между собою так, чтобы соста­вилось из них новое естество, отличное от исходных; оба при­бывают в Лице Спасителя как два различных естества.

НЕИЗМЕННО илиНЕПРЕЛОЖНО ("йтрйлтш^"). Это зна­чит, что в результате соединения ни божеское естество не изме­нилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в бо­жеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя. Каж­дое из естеств сохраняет тождественность своих качественных определений.

НЕРАЗДЕЛЬНО ("о(.5их1рйт(В(;"). Хотя два естества во Хри­сте пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не состав­ляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а со­единены в Единую Ипостась Бога Слова.

НЕРАЗЛУЧНО ("й^(вр1стто)^"). Соединившись в единую Ипо­стась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся, т. е. име­ет место непрерывное соединение.

Этого расторжения двух естеств не было даже во время стра­стей и смерти Спасителя. Свщ. Писание, говоря о страданиях Христа, относит эти страдания не к человечеству как к какому-то особому, отдельному от Христа лицу, а к Лицу Самого Бога Слова, т.е. субъектом страданий и смерти являлся Сам Бог Слово. Например, в Рим. (5, 10) говорится о смерти Сына Божия, а в 1 Кор. (2,8) сказано: "Распяли Господа славы". Когда после смерти душа Спасителя сошла во ад, а тело Его покои­лось во Гробе, Божество не было отделено ни от души, ни от тела. И тело и душа в этот период времени не переставали быть "включенными" в единую Ипостась Бога Слова. Эта мысль выражена в известном тропаре: "Во Гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог".