И Богом и человеком

При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу. Например, "Распяли Господа славы" (1 Кор. 2,8). "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он (Бог) приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20,28). "Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба" (1 Кор. 15, 47). "Мы примирились с Богом смертью Сына Его" (Рим. 5,10). И наоборот, свойства Божеские приписыва­ются Христу как человеку.

Например; "Никто не восходил на небо, как только сшед­ший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин. 3,13). В богословии это учение получило наименование "общение свойств", часто в богословской литературе встречается латинс­кое название "соттишса^о 1с11ота1;ит" или греческое "а.упцеб^агтсх.сп.с; тсоу буо|ио1тсоу" (буквально: взаимозаме­щение свойств). Свт. Григорий Нисский пишет (Письмо Феофилу Александрийскому): "По причине совершенного единения воспринятой плоти и восприемлющего Божества имена взаим­но заменяются. Так что и человеческое называется Божиим и Божеское человеческим именем. Посему и Распятый у Павла называется Господом славы. И Поклоняемый от всей твари небесных, земных и преисподних именуется Иисусом". Частный случай "соттимсаНо 1с1юта1ит" — это теопасхистские выра­жения (вебс, — Бог и яо[ет^со — "страдаю"), в которых говорит­ся о Боге как о субъекте страдания и смерти. Во второй четвер­ти VI века имел место так называемый "теопасхистский спор".

После Халкидонского Собора многие православные (в Кон­стантинополе это были "неусыпающие" монахи, акимиты), на словах отрицаясь крайностей несторианства, истолковывали орос Халкидонского Собора в близком несторианству смысле. Они отказывались признавать теопасхистские выражения, напри­мер, "Бог был распят" или "Бог умер на Кресте" и т.п. в стро­гом богословском смысле.

В 20-е годы VI века с требованием признания теопасхистс-ких выражений как критерия правой веры выступили скифские монахи — Иоанн Максенций, Леонтий Иерусалимский и др. Их поддержал император — св. Юстиниан. Их мысль сво­дилась к тому, что только признание теопасхистских формул способно отвести от Халкидонского Собора обвинение в несторианстве и выразить идею ипостасного единения природ во Хри­сте. Не надо думать, что только в VI веке появляется требова­ние теопасхистских выражений. В Предании Церкви эти выра­жения встречаются фактически с I века: и в Свщ. Писании есть такие выражения, ими пользовались и отцы Церкви.

Например, Игнатий Антиохийский, один из самых ранних христианских авторов, пишет: "Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего" (Рим. 6,3). Св. Ириней Лионский ("Про­тив ересей"): "Что Само Слово Божие воплотившееся было повешено на древе, это я не раз показал". В Никео-Цареградском Символе веры тоже имеются теопасхистские выражения:

"Верую во Единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, Еди­нородного... единосущна Отцу ... и страдавша и погребенна". Страдание и погребение в Символе веры усваиваются Сыну Божию как субъекту этих состояний человеческой природы Спа­сителя.

Православное богословие никогда не допускало мысли о стра­дании во Христе Божеского естества. Одним из свойств Боже­ственной природы является ее бесстрастие, поэтому страдатель­ные состояния Господа Иисуса Христа не могут быть отнесены к Его Божественной природе. Введение в православное бого­словие теопасхистских выражений требует строгого и недвус­мысленного различения между Понятиями "природа" и "ипос­тась".

Теопасхистский спор тесно связан с решениями V Вселенс­кого Собора. Основное догматическое значение V Вселенского Собора состоит в том что, этот Собор ясно указал, что орос IV Вселенского (Халкидонского) Собора должен пониматься и ис­толковываться в духе учения свт. Кирилла Александрийского. Гимнографическим памятником теопасхистских споров явля­ется всем хорошо известный гимн императора Юстиниана, во­шедший в чинопоследование Византийской Литургии: "Едино­родный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый".

Различение понятий "природа" и "ипостась" и введение тер­мина "воипостасный" делают возможным в православном бо­гословии теопасхистские выражения. Можно говорить о Боге, как о субъекте смерти и страдания не потому, что подвергалось страданию Божественное естество, но в том смысле, что Бог пострадал плотью, т.е. страданию подвергалась человеческая природа Христа, но эта природа является воипостазированной, т.к. существует в Ипостаси Слова. Поскольку жизнь этой че­ловеческой природы является содержанием жизни Божествен­ной Личности, все то, что претерпевает человеческая природа Спасителя, усвояется, относится к единому Лицу, Второму Лицу Прв. Троицы, Сыну Божию. Поэтому страдания Его человече­ства — это Его собственные страдания. Божественная природа остается бесстрастной, страдает человеческая, но поскольку это человечество есть собственное человечество Бога Слова, можно, не впадая в ересь, усвоять эти страдательные состояния Само­му Богу, Сыну Божию, считая Его субъектом страданий во пло­ти.