Б) Обожеиие человеческого естества в Иисусе Христе

Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соеди­нение с Божеством приобщилась свойств Божественных и обо­гатилась ими, т. е. пришла в состояние обожения. Человечес­кая плоть, соединившись во Христе с огнем Божества, пребыва­ет отныне таинственно обоженной.

С какого момента плоть Христа обожена? Преподобный Максим Исповедник различает два усвоения человечества Сло­вом — природное и домостроительное, или относительное. Пер­вое как бы является сокрытым вторым и до Воскресения про­является только один раз — во время Преображения.

В.Н. Лосский пишет (стр. 112-113): "Обоженное Боже­ственными энергиями человечество Слова не может после Вос­кресения и Пятидесятницы представляться сынам Церкви иначе как только в этом прославленном виде. Это человечество яв­ляет Божество, которое есть сияние, общее трем Лицам Пре­святой Троицы".

Следует иметь в виду, что когда мы приписываем Христу различные Божеские свойства — такие, как всеведение, всемогу­щество, вездесущие и т. д., то усвояем их Христу как единому Лицу. Нельзя относить их отдельно к Его человечеству, даже после Воскресения и Вознесения. Как Богочеловек, Христос дей­ствительно вездесущ, всемогущ и всеведущ, но это не относится к Его человечеству в отдельности. Само человечество воспри­няло столько совершенств, сколько оно могло вместить. При этом человечество не превратилось в Божество, поэтому само по себе оно не может быть названо всеведущим, всемогущим, вездесущим и т. п.

 

в) Господу Иисусу Христу, как единому Лицу, как Богоче­ловеку,