По отношению к Деве Марии

а) Дева Мария именуется Богородицей (по-гречески QsotdKoc)

Это наименование является следствием учения об ипостасном единстве природ во Христе и об общении свойств, communicatio idiomatum. Конечно, нужно иметь в виду, когда мы говорим, что Дева Мария родила Христа, мы утверждаем, что Она родила не Божество, не Божественную природу саму по себе, потому что Божественная природа вечна и никакого рождения во времени претерпеть не могла. Она родила Бога Слова по человечеству. Это значит, что мы именуем Божию Матерь Бого­родицей, поскольку субъектом рождения являлся именно Сын Божий. Именно Сын Божий был субъектом бессеменного зача­тия и девственного рождения, потому что во Христе, в силу единства Лица, единства Ипостаси, нет никого другого, кто мог бы родиться от Нее. Рождается не "что", а "Кто", не природа, а Ипостась. Прп. Анастасий Синаит ("Путеводитель") пишет, что "рождение в собственном смысле слова есть добавление ипоста­си", и единственной Ипостасью, которую родила Дева Мария, была Ипостась Бога Слова, родившегося по человечеству, т. е. воспринявшего в единство Своего Лица совершенную челове­ческую природу.

Проблема, связанная с усвоением Преданием самого наи­менования Эеотокос, аналогична проблеме, поднятой во время теопасхистских споров. Действие, совершаемое Христом, можно рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения двойства природ и с точки зрения единой ипостаси. Вследствие этого можно говорить и об общении свойств. Поскольку свойства двух различных природ относятся к единой Божественной Ипо­стаси, можно говорить о рождении или о смерти Бога.

В силу того, что человечество Спасителя никогда, никакую долю времени не существовало отдельно, самостоятельно, но са­мое свое бытие получило в Ипостаси Бога Слова, оно с самого момента Воплощения сделалось свойственным Сыну Божию и поэтому изначально было обожено. Св. Иоанн Дамаскин пи­шет (кн. 3, гл. 12): "Святая Дева мыслится и называется Бого­родицей не только по причине Божеского естества Слова, но и по причине обожествления Его человеческой природы".

Само наименование, "Богородица" является боговдохновен-ным. Святая праведная Елисавета исповедала Пресвятую Деву Матерью Господа (Лк. 1,43), причем сделала это не по собственному разумению, а "исполнившись Духа Святого" (Лк. 1, 41).

Термин "Богородица" возник, по всей вероятности, в Алек­сандрийской школе. Церковный историк Сократ (кн. 7 "Цер­ковной истории") связывает появление этого термина с именем Оригена и указывает, что это слово встречается в томе I Ориге-новых толкований на Послание к Римлянам, которые, к сожа­лению, не сохранились. Из дошедших до нас памятников этот термин содержится в Послании собора александрийских епис­копов под председательством свт. Дионисия Александрийского к Павлу Самосатскому (середина III в.). В этом Послании о Христе говорится как о воплотившемся от Святой Девы Бого­родицы Марии.

Если сам термин "Богородица" появляется вряд ли раньше III столетия, то о чудесном рождении Христа от Девы, конечно, говорилось значительно раньше. Уже апостол Павел говорит, что "Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены" (Гал. 4, 4). Несколько позже, на рубеже I-II вв., свщмч. Игнатий Богоносец в Послании к Ефесянам (гл. 18) пишет:

"Бог наш Иисус Христос был во чреве Марии, по устроению Божию от семени Давида, но вместе и от Духа Святого". Уче­ние о Пресвятой Деве как о Богородице догматически было закреплено на III Вселенском соборе. Свт. Кирилл Александ­рийский в Согласительным исповедании 433 г., которое по су­ществу является итогом, оросом III Вселенского собора, испо­ведует: "Сообразно с этой мыслью о неслиянном единении мы исповедуем Святую Деву Богородицу, и это потому, что вопло­тился и вочеловечился Бог Логос, и от Ее зачатия соединил с Собой воспринятый от Нее храм". В православном богословии наименование "Богородица" уже в IV в., т. е. задолго до III Вселенского собора, являлось критерием правой веры. Прп. Еф­рем Сирин писал: "Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его" (Слово на Преображение). Свт. Григорий Богослов: "Если кто не признает Марию Богороди­цею, то он отлучен от Божества". Почему такое большое вни­мание уделяется этому термину? Отказ употреблять этот тер­мин в строго догматическом смысле, ведет к отрицанию реаль­ности Боговоплощения и фактически означает впадение в не-сторианство. Если мы отказываемся именовать Деву Марию Богородицей, то тем самым субъектом Воплощения и рожде­ния признаем не Бога Слова, а кого-то от Него отличного, некоего отдельного, самоипостасного человека, разрушая тем самым таинство Боговоплощения, ипостасного соединения.

б) Пресвятая Дева Мария является "Приснодевой"(AeiTCo.pQevoc)

Исповедание Марии Приснодевой означает, что Она была Девой прежде Рождества, пребыла истинною Девою в Рожде­стве, родив Иисуса Христа безболезненно, без нарушения дев­ства, и осталась чистою Девою и по Рождестве, не познав во всю жизнь мужа.

О девственном рождении уже в Ветхом Завете говорится в Ис. 7, 14. Непосредственно о Боговоплощении повествуется в Евангелии (Мф. 1 гл., Лк. 1 гл.). Церковь с древнейших времен исповедует Марию Девой. Так, свщмч. Ириней Лионский (III кн. "Против ересей") пишет: "Для того, чтобы возглавить в Себе Адама, Бог Слово Сам родился от девственной Марии".

В связи с вопросом о приснодевстве Марии возникает про­блема так называемых братьев и сестер Господних, о которых сообщается в Евангелии. В Мф. (13, 55-56) упоминаются четы­ре брата: Иаков, Иосий, Симон и Иуда, а также сестры. Из православных авторов никто никогда не считал этих братьев и сестер родными братьями и сестрами Иисуса Христа, т.е. деть­ми Марии. На Западе под этими братьями обычно понимались двоюродные или троюродные братья и сестры, на Востоке свод­ные, т. е. сыновья и дочери Иосифа от первого брака, а по некоторым толкованиям даже внуки Иосифа.

X. Яннарас пишет о подвиге Божией Матери ("Вера Церк­ви", стр. 149-150): «Воплощаясь, Бог не насилует наше есте­ство, не использует его как инертный материал для осуществ­ления Своей воли. Человеческая природа в результате свобод­ного личного выбора дает свое согласие послужить вочеловече­нию Бога. Она предает себя Богу всецело, в неповторимой лич­ности конкретного человека, ибо природа только и может су­ществовать в личностной ипостаси. Речь идет о Деве Марии, свободно избравшей послушание воле Божией. Таким обра­зом Ее согласие сделало возможным встречу человеческой воли с Божественной в акте воплощения Слова: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". В этих словах выражение са­моотдачи и самозабвения, принятие Божественной воли и абсо­лютное доверие к Его любви. Никакого эгоизма, никакого стрем­ления к личной выгоде. Мария соглашается зачать и родить Христа из одного лишь послушания Богу. Она отдает себя исполнению Божественной воли, и потому зачатие Христа не обус­ловлено никакой естественной необходимостью или целесооб­разностью, никаким вожделением, страстностью, эгоистическим стремлением к наслаждению или инстинктом продолжения рода. Из автономного биологического процесса материнство превращается в событие личностного порядка, связанное с доб­ровольным согласием, с добровольным послушанием Богу и упованием на Провидение Божие. Именно благодаря свободе по отношению к естественной необходимости Пресвятая Бого­родица остается Девой и после рождения Иисуса».

Таким образом, само приснодевство Божией Матери ставит­ся современным греческим богословом в прямую зависимость от степени Ее духовно-нравственного совершенства, от Ее лич­ного подвига. Почитание Божией Матери имеет очень давние корни в христианской традиции, по крайней мере, древнейшие изображения Божией Матери на стенах христианских катакомб и молитвенных домов датируются началом II в. По словам св. Иоанна Дамаскина, наименование "Богородица" содержит в себе "всю историю Божественного домостроительства в мире". Весь Ветхий Завет являлся лишь приуготовлением появления Той, Которая была способна и достойна принять в Себя Божествен­ное Слово. Особая близость Пресвятой Девы к Богу, открывша­яся в богоматеринстве, по учению Церкви, несравненно превос­ходит близость к Богу даже высших ангелов. Эта мысль впер­вые была высказана прп. Ефремом Сириным в одном из его "Слов" и уже значительно позже, в VIII столетии, получила ху­дожественное воплощение в известном гимне прп. Косьмы Ма-юмского "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим". Прот. Сергий Булгаков говорит, что "почитание Бо­гоматери есть душа православного благочестия, сердце его со­гревающая и оживляющая тело. Любовь ко Христу нераздель­на от любви к Богоматери. Кто не почитает Марию, тот не знает Иисуса. Вера во Христа, не включающая в себя поклоне­ние Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным". ("Православие", стр. 253—254).