Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания

В Свщ. Писании о спасении говорится двояким образом. Приведем две цитаты из апостола Павла: "Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2,8). Здесь о спасении говорится как о чем-то уже свершившемся и от нас не зависящем. Именно такие цитаты обычно приводят в подтверждение своей сотериологической доктрины протестанты. Как обычно, протестанты "обрезают" мысль ап. Павла и пытаются втиснуть Божествен­ное Откровение в свои произвольные схемы. Но у того же ап. Павла имеются и другие высказывания: "Со страхом и трепе­том совершайте свое спасение". (Флп. 2, 12). Значит, ап. Павел не считал, что спасение есть нечто такое, что уже человеку дано в момент обращения. Если бы это было так, то как же можно было бы совершать спасение, да еще со страхом и трепетом? Таким образом, Свщ. Писание различает истину уже совер­шенного нашего спасения и истину необходимости соверше­ния спасения каждым верующим во Христе, т. е. личного ус­воения открытого для нас во Христе спасения. Значит, спасе­ние синергично, оно предполагает соработничество Бога и чело­века.

Само понятие "спасение" имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона — это все то, что сдела­но ради нашего спасения Богом и не зависит от нашей воли, является для нас даром, потому что мы сами этого сделать не смогли бы при всем желании. Субъективная сторона — это те усилия, которые нам необходимо приложить, чтобы этим да­ром воспользоваться, усвоить его. Когда мы говорим об Искуп­лении, то имеем в виду объективную сторону спасения — то, что сделано нашего ради спасения Богом. Единого учения об Искуплении в православном богословии, по крайней мере в рус­ском, нет. Большинство разделов догматики, например, учение о Воплощении, учение о Троице, практически во всех догматичес­ких системах, во всех учебниках догматического богословия из­лагаются одинаково: могут быть различные оттенки, но суще­ственных отличий нет. В отношении учения об Искуплении та­кого согласия нет. Разные авторы понимают и учат о Искуплении весьма различным образом, существует несколько различ­ных "теорий", ни одна из которых не является "официальной".