Положительные стороны юридической теории

Во-первых, в этой теории однозначно заявляется невозмож­ность для человека спастись своими собственными силами. Во-вторых, указывается, что для спасения человека от греха и смер­ти необходимо радикальное изменение отношений между Бо­гом и человеком. Те отношения, которые сложились после гре­хопадения, должны быть исправлены, причем изменение этих отношений должно иметь объективный характер, т.е. не зави­сеть только от желаний самого человека. Кроме того, эта тео­рия подкупает простотой, прямолинейностью, четкостью и яс­ностью формулировок и потому импонирует людям рациона­листического склада ума. Конечно, четкость и ясность в догма­тической науке приветствуются, но никогда не являются само­целью.

В русской богословской школе наиболее видными предста­вителями юридической теории были: профессор догматики Казанской Духовной Академии Будрин, профессор Киевской Духовной Академии Скабалланович, профессор Айвазов. Пос­ледовательными защитниками этой теории были митрополит Виленский Елевферий (Богоявленский) и известный подвиж­ник благочестия XX века архепископ Серафим (Соболев).

В догматических системах прот. Николая Малиновского и епископа Сильвестра (Малеванского) учение о Искуплении так­же излагается в соответствии с основными принципами юри­дической теории, хотя последний стремится несколько смяг­чить ее крайности и избегает таких откровенных схоластичес­ких терминов, как "удовлетворение", "заслуга", "оскорбление", "уплата долга".