Положительные стороны нравственной теории Искупления

Прежде всего, это критика крайностей юридической теории. Представители этого направления богословской мысли убеди­тельно показали, что основные термины, на которых основыва­ется юридическая теория ("удовлетворение", "заслуга", "оскорб­ление") не имеют основания в святоотеческом богословии, и с их помощью тайну Искупления выразить невозможно. Сторон­ники нравственной теории сумели показать, что теория юриди­ческая интересуется прежде всего изменением отношений меж­ду Богом и человеком вследствие Искупления, но при этом недооценивает субъективный момент Искупления, а именно то изменение, которое происходит с самим человеком. Критики юридической теории также справедливо отмечали, что дух юридизма в учении о спасении отрицательно влияет на духовную жизнь человека. Патриарх Сергий считал, что юридическая те­ория искажает в сознании человека самый образ Бога: "Самая сущность христианства оказывается искаженной при юриди­ческом жизнепонимании; теряется возвышенность и духовность представления о Боге". Деформируется в сознании верующих и образ Христа. "Церковь наша, — пишет патриарх Сергий, — видит во Христе не пассивное лишь орудие умилостивления, а восстановителя нашего падшего естества и называет его вто­рым Адамом".