Боговоплощение

Боговоплощение есть начало и основание восстановления теснейшего союза человека с Богом; через Боговоплощение уст­раняется грех и, следовательно, та пропасть, которая разделила человека и Бога с момента грехопадения. В Боговоплощении Христос соединяет человека с Богом, причем не только по душе, но и по телу. Поэтому Боговоплощение есть начало обожения целостного человеческого естества. Человеческое естество было воспринято Спасителем в Воплощении во всей полноте. Поэто­му важнейший сотериологический принцип Православия, сфор­мулированный свт. Григорием Назианзиным в полемике с Апол­линарием Лаодикийским, гласит: "Не воспринятое — не увра­чевано". Цель восприятия человеческой природы состоит в ее исцелении и преображении, поэтому только то может быть ис­целено и преображено, что воспринято в Воплощении. Если мы чаем всецелого спасения и по телу, и по душе, и по уму, т.е. спасения всего нашего естества, а не только некоторой части его, то мы должны исповедовать, что человечество было воспри­нято Спасителем во всей полноте.

Учение о Христе как истинном Боге и истинном человеке с большим трудом усваивалось человеческим сознанием, по­рождало различные ереси, среди которых наиболее опасными были несторианство и монофизитство, являющие собой два вза­имопротивоположных уклонения богословской мысли от Пра­вославия. Для несториан Христос есть прежде всего нравствен­ный образец совершенного человека, в то время как монофизиты исходят из абстрактной идеи невоплощенного Бога и недо­оценивают той истины, что Христос ради нашего Искупления должен был стать истинным человеком. И в том, и в другом случае Боговоплощение, пришествие Христово в мир, не дости­гало бы своей цели и оставалось бы внешним фактом, челове­ческая жизнь не претерпевала бы существенных изменений, в частности тело по-прежнему оказывалось бы обреченным смер­ти и спасение по-прежнему могло бы распространяться не на весь человеческий состав, а только на некоторую его часть. В любом случае главная цель Воплощения — упразднение смер­ти — не могла бы быть достигнута, потому что эта цель может быть достигнута только в том случае, если человеческая приро­да в единении с Божественной могут конституировать единый факт жизни, что и имеет место в Боговоплощении, когда в силу ипостасного единства осуществляется не только взаимодействие, но и взаимопроникновение двух реально различных природ, выражающееся в единстве жизни Богочеловека.