А) Закон веры

Закон веры — это истинное боговедение открытое Госпо­дом человечеству, которого не имели ни язычники, религиоз­ные взгляды которых характеризуются политеизмом (много­божием) и натурализмом, т.е. обожествлением природных сти­хий, ни иудеи, представления о Боге у которых были слишком антропоморфными. Господь открыл, что "Бог есть Дух, и по­клоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24).

Кроме этого, Господь открыл во всей доступной для челове­ка полноте тайну Пресвятой Троицы, учение о Сыне Божием, о Его пришествии в мир ради спасения человека и о Духе Святом, Утешителе и Освятителе.

Также Господь сообщил новое и совершеннейшее понятие о существе Божием. Из Евангелия мы узнаем, что Бог есть вы­сочайшая любовь, а по отношению к людям — любящий Отец, подающий им Свои блага. Отношение к Богу как к Отцу выра­жено в молитве Господней "Отче наш..." (Мф. 6, 8-13), а также в словах Спасителя: "И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах" (Мф. 23, 9). Эти слова часто используют протестанты, обвиняющие православ­ных за то, что у них священнослужителей называют "отцами". Однако из контекста видно, что слова о запрещении называть отцом кого-либо, кроме Отца Небесного, стоят в одн т ряду с запрещением называть кого-либо учителем и наставником, помимо Христа. Несомненно, они связаны с особым понимани­ем того, что есть отцовство. Христианская Церковь никогда не запрещала использовать это слово, и апостол Павел в Посла­нии к Коринфянам говорит: "...у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов" (1 Кор. 4, 15). И далее говорит о себе: "Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием". Та­ким образом, ап. Павел называл себя духовным отцом корин­фских христиан. Кроме того, из Свщ. Писания Нового Завета видно, что такое обращение, как "чадо", было широко распрост­ранено среди первых христиан. Этим словом начинает свои соборные послания ап. Иоанн; ап. Павел тоже часто им пользу­ется. Поэтому слова Спасителя не нужно рассматривать как формальный запрет. Если подходить с буквалистских позиций, то можно дойти до абсурда и запретить человеку называть от­цом даже своего родного отца по плоти.

Само по себе слово "отец" означает того, кто подает жизнь. Христиане веруют, что источником всякой жизни является Бог, Который "имеет жизнь в Самом Себе" (Ин. 5, 24). Отцы же плотские и отцы духовные суть не источники жизни, а лишь посредники, через которых эта жизнь нам сообщается. Плот­ские родители, которые дают жизнь детям, не являются причи­ной и источником их жизни, они являются лишь средством сообщения жизни своим потомкам. Источником же всякой жизни является Бог, Который все животворит. Точно так же отцы духовные не рождают для новой вечной жизни своей соб­ственной силой, они — лишь посредники, через которых Бог возрождает человека. Об этом говорит и ап. Павел. Возрождая коринфян к новой христианской жизни, он действовал не от себя, а как один из служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4, 1). Поэтому запрет называть кого-либо отцом следует понимать в том смысле, что никому на Земле не могут воздаваться Божеские почести, никто не имеет права потребовать такого почитания, какое подобает только Богу; ник­то не может претендовать на то, чтобы требовать от людей безусловного послушания, безусловного доверия своему учению, не имеющему основания в Божественном Откровении. С таки­ми претензиями во всей полноте выступит антихрист. И сегод­ня появилось много "антихристов", которые восхищают то, что подобает только одному Богу. Многие лидеры современных ре­лигиозных движений, нередко именующие себя "отцами", тре­буют от своих последователей Божеского поклонения и абсо­лютного послушания.

Полнота любви Бога к человеку открылась в Воплощении Сына Божия и принесении Им искупительной жертвы, а так­же в сошествии Святого Духа для нашего оправдания и освя­щения. Господь, давая новое учение о Боге как о Небесном Отце, вводит в употребление новое слово для обращения к Отцу — "Авва". В Ветхом Завете это слово никогда не использова­лось для обращения к Богу. Введение в практику богообщения нового слова должно было подчеркнуть новизну отношений, обусловленную новым представлением о Боге и Его отноше­нии к человеку.

Кроме учения о Боге, Господь также сообщил учение о на­значении человека, о грехе, покаянии и путях спасения, учение о Царствии Божием, о Церкви новозаветной и, наконец, о после­днем всеобщем суде и конечных судьбах мира и человека.