Б) Крестная Жертва — центральное событие Искупления

Почему именно Голгофа, смерть на Кресте, является куль­минационным моментом всего служения Христова, Его иску­пительного подвига? Рационально во всей глубине понять эту тайну мы, конечно, не можем; но возможно высказать некото­рые соображения по этому поводу.

Во-первых, именно на Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. Так учит ап. Павел: "Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5,8), т. е. для апостола глав­ное доказательство любви Бога к человеку — это смерть Хри­стова на Кресте.

О Крестной смерти как об откровении Божественной любви говорит и святитель Филарет (Дроздов) ("Слово в Великий Пяток", сказанное в 1816 году). "Вниди во внутреннее святи­лище страданий Иисусовых. Что там? Ничего, кроме святыя и блаженныя любви Отца, и Сына, и Святаго Духа ко грешному и окаянному роду человеческому. Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа торжествующая силою Крестною. Так возлюбил Бог мир".

Крестная смерть — это завершение кеносиса, т. е. истощания и самоуничижения Божества. "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послуш­ным даже до смерти и смерти крестной..." (Флп. 2, 6-8). По aп. Павлу, крестная смерть — это предел послушания, ради которого Сын добровольно Себя уничижает, отказа аясь от всякой Божественной власти и Божественных почестей.

В Воплощении Христос свободно принимает все последствия нашей падшести. В.Н. Лосский ("Догматическое богословие", стр. 270-271) говорит: "Сын принимает позор, бесчестие, про­клятие. Он берет на Себя объективное состояние греховности, подчиняет Себя условиям нашей смертности. Отказываясь от Своих царственных преимуществ, Он все глубже и глубже со-крывает Свою славу в страдания и смерть, ибо Ему надлежит обнаружить в Своей собственной плоти, насколько человек, ко­торого Он создал по образу Своей совершенной красоты, обе­зобразил себя грехопадением". Крест — это предел истощания, когда Господь принимает крайние последствия грехопадения, включая богооставленность и смерть. Богооставленность выра­жается в словах: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27, 46). По словам В.Н. Лосского (стр. 271):

"Единственный способ победить смерть — это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места".

Но предел уничижения есть одновременно и переход к сла­ве, начало прославления Христа по человечеству. Первосвященническая молитва начинается обращением Христа к Отцу:

"...прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Ин. 17,5), т.е. та слава, которую Сын имел в той же полноте, что и Отец до сотворения мира и которой по Божеству Он всегда обладал, должна от­крыться и в Его человечестве. Но путь к этому прославлению чежит через всецелое послушание, всецелую отдачу Себя Отцу, через Крест и смерть. О том, что смерть является началом это­го прославления, говорят вышеприведенные слова ап. Павла (Флп. 2, 9—11): "...Посему (т.е. вследствие послушания до смерти. — О.Олег) и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык испове­дал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца". Таким образом, Крестной смертью запечатлевается полнота послуша­ния Сына Отцу, отсюда — и полнота единения Сына с Отцом не только по Божеству, но и по человечеству.

Х.Яннарас пишет (стр. 163): "Христос предает Себя смерти, одновременно отказываясь от всякого стремления к автоном­ному существованию по образу твари. Для Него жизнь и бы­тие неразрывно связаны с Отцом и возможны лишь при усло­вии безоговорочного предания Себя воле Отца". Полнота этого предания воле Отца, а значит и единения с Отцом, выражается в словах, произнесенных на Кресте: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лк. 23, 46).

Таким образом, если Воплощение есть победа над грехом и основание для восстановления союза между Богом и челове­ком, то Крестная смерть есть освобождение от проклятия как следствия греха: "Христос искупил нас от клятвы закона, сде­лавшись за нас клятвою" (Гал. 3, 13). При этом апостол ссыла­ется на Втор. 21, 23: "...проклят всяк, висящий на дереве".

Проклятие, по определению "Пространного катихизиса", есть "осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха про­исшедшее на Земле зло, в наказание человечества". Осужде­ние выражается прежде всего в отлученности человека от Бога, в том, что Бог лишает человека общения с Собой. Крестная смерть снимает проклятие и возвращает эту возможность. X. Яннарас объясняет это следующим образом (стр. 164): "Пре­образовать навязанную человеческой природе грехом всеоб­щую неизбежность смерти в столь же всеобщую возможность причастия к нетленному и бессмертному образу бытия. Ради этой цели Христос по доброй воле принимает смерть, чтобы претворить последнее следствие человеческого бунтам свободу любви и послушания воле Отчей". Тем самым все условия существования падшего человеческого естества, включая и са­мую смерть, преобразуются в условия спасения. С этого момен­та смерть для людей — это уже не тупик, а дверь в Царствие Божие. Свидетельством этого являются слова Спасителя, обра­щенные к благоразумному разбойнику: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 43).

в) Кому приносится Крестная Жертва?

Смерть Христа на Голгофе есть Жертва. В связи с этим возникают следующие вопросы – кто приносит эту Жертву? Кто или что приносится в Жертву? кому эта Жертва приносится? Само слово "искупление" буквально означает "выкуп". Если террористы захватили какого-то человека и требуют за него выкуп, то этот выкуп будет дан — тому, кто совершил преступ­ление. Человек через грех оказался во власти дьявола. Воз­можно ли считать, что диаволу и была принесена искупитель­ная Жертва?

У многих отцов Церкви, в частности у свщмч. Иринея, Ори-гена, свт. Григория Нисского, блж. Феодорита Киррского, блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина, папы Льва Великого, папы Григория Великого и т. д., встречается эта мысль. Однако эти размышления свв. отцов не следует догматизировать, по­скольку они представляют собой пример свободной аллегори­ческой диалектики и не претендуют на догматическую точность. Такие обороты речи у свв. отцов появляются потому, что Ис­купление человека от греха для Сына Божия предполагает не­избежно борьбу с диаволом. В этой борьбе с диаволом, как и во всякой борьбе, естественно, имеют место какие-то особые при­емы. В качестве одного из таких приемов свв. отцы рассматри­вают Крестную Жертву. Например, свт. Григорий Нисский го­ворит о жертве диаволу как о Божественной хитрости — чело­веческая природа Христа была как бы приманкой на крючке Его Божества, "диавол бросился на жертву, но крючок пронзил его". Очевидно, что это не более чем риторический прием. О том, что в строго догматическом смысле недопустимо говорить о Крестной Жертве как о жертве диаволу, убедительно показал свт. Григорий Богослов (Слово 45 на Пасху) (цитата приведена в прошлой лекции). Св. Иоанн Дамаскин говорит: "Отнюдь не мучителю рода человеческого принесена кровь Божия".

Согласно Свщ. Писанию, Жертву приносит Христос и при­носит в Жертву Самого Себя. В Евр. (5,10) говорится о Христе как о Первосвященнике, приносящем жертву, а в Евр. (7,26-28), что Христос и есть Сама Жертва: "Он принес в жертву Себя Самого". В Евр. 9,12. читаем: "И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление".

Однако и после этого еще остаются вопросы. Во-первых, приносит Господь Жертву по Божеству или по человечеству или же по Божеству и по человечеству одновременно? Во-вто­рых, кому Жертва приносится, кто ее принимает; принимает Жертву только Отец или Жертву принимает вся Пресвятая Троица? Долгое время эти вопросы специально не обсуждались. У многих отцов церкви есть слова о том, что Жертва Христова принесена Отцу (Григорий Богослов, Слово 45 на Пасху; св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение..., кн. 3, гл. 27). Такие вы­ражения вошли и в литургическую практику Церкви. В этих словах нет основания видеть какую-нибудь ересь, потому что Жертва действительно приносится Отцу. Ересь начинается с утверждения, что Жертва приносится Отцу и только Отцу, а Сын и Святой Дух к ее принятию не имеют никакого отноше­ния.

Окончательно догматическое учение о Крестной Жертве было сформулировано только в середине XII столетия на Кон­стантинопольском Соборе (1156-1157 гг.)

В середине XII века в Византии возник ученый спор. Этот спор был инициирован архидиаконом Сотерихом Пантевгеном, нареченным Патриархом Антиохийским. Очевидно, Сотерих был слабым богословом, во всяком случае он не усвоил одну из важнейших идей византийского богословия, а именно установ­ленное IV и последующими Вселенскими Соборами различие между понятиями "природа" и "ипостась". Он рассуждал следу­ющим образом. Если исходить из того, что Крестная Жертва приемлется всеми Лицами Пресвятой Троицы, то в таком слу­чае во Христе имеют место два противоположно направленных действия: человечество приносит. Божество принимает. Два дей­ствия предполагают два действующих субъекта, а значит и две ипостаси. Таким образом, мы впадаем в несторианство. Учас­тники Константипопольского собора, среди которых выдающу­юся роль играл свт. Николай Мефонский, ссылались на Преда­ние Церкви, и прежде всего на Предание литургическое, в част­ности на тайную молитву в чине Византийской литургии, кото­рую перед Великим входом священник читает о самом себе и где о Христе говорится Как о "Приносимом и Приносящем, и Приемлемом и Раздаваемом". В соответствии с учением Все­ленских Соборов и свв. отцов, само по себе различие действий не противоречит единству субъекта, единству ипостаси. Единая Божественная Ипостась Слова является субъектом действий Иисуса Христа как по Божеству, так и по человечеству, потому что став через Воплощение и Первосвященником, и Жертвой, Господь не оставил и Своего Божества. Если мы станем на точку зрения Сотериха Пантевгена и предположим, что Жертва принимается только Отцом, а Сын и Святый Дух не принимают участия в ее принятии, то в таком случае мы впадаем в тритеизм, потому что если принятие Жертвы рассматривается как действие только Отца, то тем самым Отцу усвояется некое дей­ствие, отличающее Его от Сына и Святого Духа. Но в Троице действие является единым и общим для всех Лиц, поскольку действие, так же как и воля, есть атрибут природы, а не ипоста­си. Обладая единой общей природой, Божественные Лица име­ют и единое действие, поэтому принятие Жертвы, принесенной Христом Спасителем, может быть только действием всей Пре­святой Троицы. Таким образом, было окончательно сформули­ровано учение о принесении Крестной Жертвы: Крестная Жер­тва приносится Господом Иисусом Христом по Его человечес­кой природе (никак не по Божеству), а приемлется всей Пресвя­той Троицей — Отцом, Сыном и Святым Духом. Говоря о при­нятии Жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, всей Троицей, необходимо иметь в виду, что принятие этой Жертвы Богом нельзя мыслить в категориях необходимости. Бог не нуждался в этой Жертве, и никакая необходимость не побуж­дала Его к ее принятию. Свт. Григорий Богослов пишет: "Не очевидно ли, что Отец принимает эту Жертву не потому, что Он ее требовал или как-то в ней нуждался, но по домостроитель­ству нужно было, чтобы человек освятился человечеством Бога", иначе говоря, приятие Жертвы Богом осуществляется един­ственно ради Искупления человека, т. е по домостроительству.