Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом

О сошествии во ад сообщает ап. Павел: "Он и нисходил прежде в преисподние места земли" (Еф. 4,9), а также и ап. Петр: "...Он и находящимся в темнице духам, сошед пропове­дал" (1 Пт. 3,19), "и мертвым было благовествуемо" (1 Пт. 4,6).

Эти свидетельства Свщ. Писания совершенно исключают протестантское толкование, согласно которому Иисус Христос во ад не сходил, но вывел оттуда праведников некоей Боже­ственною силой. Сошествие Христа во ад явилось победой над царством диавола. В одной из стихир Великой Субботы гово­рится: "днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго, яко единаго от умерших; сего бо держати отнюдь не могу".

Свт. Иоанн Златоуст (Слово на Святую Пасху) говорит: "Ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщ­влен, низложен, связан".

Кого вывел Иисус Христос из ада? В Пространном Катихизисе сказано, что освобождены были "с верою ожидавшие Его пришествия". Формулировка недостаточно четкая, мы не мо­жем с точностью сказать, были ли выведены из ада только ветхозаветные праведники или праведники всех племен и наро­дов. Указание Свщ. Писания, что Господь, сойдя во ад, пропове­довал, свидетельствует в пользу того, что Он вывел не только праведников Ветхого Завета, но и всех вообще праведников, по­тому что в противном случае проповедь была бы излишней. В церковных песнопениях даже говорится, что "ад опустел". В конечном счете мы не знаем, все ли находившиеся в аду после­довали за Господом и для всех ли в силу их нравственного состояния это было возможно. Во всяком случае значительное число содержимых во аде было освобождено, и нет достаточных оснований утверждать, что это были только ветхозаветные пра­ведники.