А) Значение события Воскресения в деле Искупления

С древнейших времен именно Воскресение Христово пере­живалось Церковью как важнейшее из событий, составляющих в совокупности то, что мы называем Искуплением. Ап. Павел Говорит: "а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша". "А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших" (1 Кор. 15, 14, 17). Воскресе­ние Христово запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти. Телесное Воскресение Иисуса Христа, та­ким образом, есть удостоверение действительности совершенно­го Им дела Искупления. В противном случае крестная смерть была бы позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию вет­хозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этом начаток, распространялось на весь урожай, который предстояло собрать. Ап. Павел использует этот ветхозаветный образ и говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь ко всеобщему воскресению: "Но Христос воскрес из мерт­вых, первенец из умерших" (1 Кор. 15, 20). Таким образом, Воскресение Иисуса Христа, по ап. Павлу, является залогом нашего Воскресения: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, по­том Христовы, в пришествии Его" (1 Кор. 15, 22-23). После всеобщего воскресения смерть, побежденная Воскресением Хри­стовым, будет окончательно изгнана из мира: "Последний же враг истребится — смерть" (1 Кор. 15, 26).

Событие Воскресения Христова имеет непосредственное от­ношение к нашей судьбе, к образу бытия нашей природы. Во дни Своей земной жизни Господь совершал воскресения умер­ших — Евангелие повествует о трех случаях воскресения умер­ших Господом Иисусом Христом. Но воскресения умерших, которые совершал Господь, принципиально отличаются от Его собственного Воскресения. Тела воскрешенных Господом лю­дей после воскресения все равно остаются смертными и тлен­ными, никто из них не избежал телесной смерти, так как над ними все равно тяготели последствия грехопадения. Чудеса воскресения, совершенные Спасителем, являются доказатель­ством Его Божественного всемогущества, но это всемогущество, хотя и способно преодолеть законы природы, тем не менее не может изменить образ ее бытия, освободить от власти природ­ной необходимости, от власти законов падшего естества. Такое изменение вообще нельзя навязать силой, извне, потому что оно может быть только результатом свободного выбора. И этот "выбор" был осуществлен в земной жизни Христа, Который всецело преобразовал Свое естественное бытие по человечеству в сопричастность Божественной любви и абсолютное свободное подчинение Божественной воле. Эти причастность и послуша­ние были запечатлены крестной смертью и явлены в Воскресе­нии. Это объясняет, почему так важно было отстоять в период христологических споров V-VII веков наличие во Христе че­ловеческой воли и человеческой энергии. Соединение Боже­ства и человечества во Христе есть прообраз, архетип соедине­ния с Богом каждого из нас, и если бы Господь воспринял че­ловечество без свойственной человеку воли и энергии, в таком случае спасение, обожение носило бы механический, внешний принудительный характер, т.е. не имело бы нравственной цен­ности, фактически лишало бы человека достоинства богообразного существа.

X. Яннарас пишет: "Не будь Воскресения и победы над смер­тью, было бы не полным и Воплощение Бога, то были бы теофании (т.е. Богоявления. — О.Олег), не затрагивающие человека, не имеющие никакой связи с экзистенциальной судьбой каждо­го человеческого существа, его жизнью и смертью". Именно по­этому Воскресение Христово Церковью переживается как таин­ство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертию и нетлению. И только поврежденностью церковного сознания, ис­кажением всего строя духовной жизни можно объяснить тот факт, что в западном христианстве уже давно праздник Воскре­сения Христова отошел на второй план, а главным религиоз­ным праздником и центром церковного года стало празднова­ние Рождества. Несомненно, это свидетельство непонимания самой сущности христианской веры.

После Воскресения Христова изменяется самый способ су­ществования человеческого естества. Господь после Воскресе­ния сохраняет тварную человеческую природу, в том числе и человеческое тело, но эта природа отличается от нашего чело­вечества по способу своего существования. Человечество Хри­стово после Воскресения в значительной степени (мы не име­ем основания утверждать, что полностью) свободно от подчи­нения естественной необходимости, которой подчинено наше тленное естество. С одной стороны, это действительно человече­ство, Сам Господь говорит, что Он не дух и не призрак, посколь­ку "дух плоти и костей не имеет" (Лк. 24, 39). Апостолы видят гвоздинные язвы на руках и ногах Спасителя, ап. Фоме предла­гается вложить перст в эти раны. В присутствии учеников Господь поглощает пищу (Лк. 24,42-43). С другой стороны, это человечество, это тело проявляет удивительные свойства: Гос­подь проходит сквозь запертые двери (Ин. 20,19), внезапно исчезает, как это произошло в случае с Клеопой и его спутни­ком на пути в Эммаус (Лк. 24,31), свободно изменяет Свою внешность; ев. Марк замечает, что двоим ученикам Господь явился "в ином образе" (Мк. 16,12), во время явления Воскрес­шего ученикам на Тивериадском озере ученики Его не узнали (Ин. 21,4).

Изменения, которые происходят по Воскресении в челове­ческом облике Христа, имеют не только отрицательное измере­ние, т.е. это не только освобождение человеческой природы от смерти и тления, но и восстановление нашего естества в его первозданном достоинстве. Основанием этого восстановления является теснейшее единение человека с Богом и совершенное послушание Божественной воле. В.Н. Лосский ("Догматичес­кое богословие", стр. 285) заканчивает изложение учения о Вос­кресении словами: "Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его ожи­вить".