Б) Действительность Воскресения Христова

Воскресение Иисуса Христа из мертвых — событие настоль­ко не укладывающееся в рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам и апостолам, которых Господь Сам в течение нескольких лет готовил к вос­приятию этой истины. Даже после того, как было обнаружено, что гроб пуст, ни у кого из учеников, за исключением Иоанна Богослова, не возникает мысль о Воскресении. Ап. Фома упор­ствует в своем неверии даже после того, как более десятка уче­ников Христа свидетельствовали ему о Воскресении и явлени­ях Воскресшего.

Каковы доказательства реальности Воскресения? Прежде всего — пустота гроба. Сразу после погребения иудейские пер­восвященники приходят к Пилату и просят его: "...прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя но­чью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых" (Мф. 27, 64). После Воскресения, когда гроб оказался пуст, те же вожди иудейского народа подкупают воинов, несших стра­жу возле гроба, и говорят им: "...скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали" (Мф. 28,13). Сама по себе пустота гроба не была бы серьезным аргументом в пользу Воскресения, если бы во гробе не остались погребаль­ные одежды, поскольку снять эти одежды с тела умершего было практически невозможно. Именно это обстоятельство и заста­вило Иоанна Богослова уверовать в действительность Воскре­сения (Ин. 20,6-8). Кроме пустоты гроба и наличия погре­бальных одежд, действительность Воскресения подтверждается многочисленными явлениями Воскресшего ученикам.

В прошлом столетии либеральная критика пыталась объяс­нить эти факты естественными причинами. Примером такого объяснения может служить так называемая теория мнимой смерти, которая принадлежит либеральному немецкому теоло­гу первой половины XIX века Шлейермахеру. Согласно этой гипотезе, Христос на Кресте впал в летаргический сон, а попав во гроб, где было холодно и сыро, пришел в чувство. Сам, непо­нятно каким образом, Он вышел из гроба и потом являлся ученикам, пока не выздоровел. Несостоятельность подобного рода предположения очевидна, потому что смерть Спасителя была несомненной, отрицать ее действительность невозможно. Если бы даже Господь и в самом деле впал в некое подобие летаргического сна, то прободение ребер копьем не могло оста­вить никаких шансов остаться в живых. К тому же невероят­но, чтобы больной, тяжело раненный человек мог отвалить ог­ромный камень, который не могли сдвинуть с места несколько человек. Кроме того, рассматриваемая теория несостоятельна и нравственно, потому что она предполагает со стороны Самого Христа ложь и обман, что противоречит нравственному облику Иисуса Христа, запечатленному в Евангелии.

Существует и другая попытка объяснения явлений Воскрес­шего, в основу которой кладется такое явление, как массовые галлюцинации, иногда действительно имеющие место. Но и эти объяснения не дают ответа на вопрос, откуда произошла вера учеников в Воскресение — вера, вдохновившая и на апостольс­кую проповедь, и на мученичество. Без признания факта Вос­кресения невозможно дать логическое объяснение всем после­дующим событиям церковной истории.