ВО ХРИСТЕ И ХРИСТОМ СПАСЕНИЯ

 

Человек не может спастись своими собственными силами. Природа его вследствие грехопадения повредилась до такой степени, что своими силами выправить ее он не в состоянии. Поэтому человеку необходима помощь свыше. Для этой цели еще в Предвечном совете было определено, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотится, воспримет чело­веческую природу во всей полноте, кроме греха, удовлетворит правде Божией, победит все последствия грехопадения, умрет, воскреснет, вознесется и воссядет одесную Отца.

Однако у человека может возникнуть вопрос: какое отно­шение все эти события жизни Богочеловека имеют ко мне лично? Каким образом и почему то, что произошло с некоторым чело­веком, жившим в определенном месте и в определенное время, может иметь непосредственное отношение ко всякому челове­ку, безотносительно его индивидуальных особенностей, условий жизни и т. д. Ап. Павел не оставляет нам сомнений в том, что все происшедшее со Христом имеет непосредственное отноше­ние к нам.

Он говорит, что Бог нас "мертвых по преступлениям, ожи­вотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на небе­сах во Христе Иисусе" (Еф. 2,5-6), т. е. все, что совершилось со Христом, касается и каждого из нас. Для того чтобы Искупле­ние имело отношение к человеку, ему необходимо уверовать во Христа как Искупителя, принять Его учение, последовать за Ним, т. е. возыметь желание стать Христовым. Стать Христо­вым — значит приобрести сродство, научиться мыслить и дей­ствовать в духе Христа. К этому призывает ап. Павел: "В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Флп. 2,5). Но всего этого еще недостаточно для усвоения пло­дов Искупления, все это еще не сообщает человеку спасающей силы. Для того чтобы плоды Искупления были нами усвоены, дело нашего Искупления, совершенное Господом Иисусом Христом, непосредственно должно перейти в дело нашего освящения.

Необходимо отметить, что сама земная жизнь Господа Иисуса Христа не только имела искупительное значение, но была так­же и освящением мира. Живя на земле среди людей, Господь освятил Своим присутствием человеческую природу в целом, восприняв человеческую душу и тело, общаясь с людьми, разде­ляя с ними их скорби и радости, исцеляя недуги. Но в совер­шенном виде освящение состоит в ниспослании Святого Духа с дарами спасающей благодати. Пребывая в Церкви и через Церковь Господь усвояет нам все потребное для спасения. В прощальной беседе с учениками Он говорит: "Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15,5), т.е. ничего доброго. Ветвь, даже если она пространственно нахо­дится где-то рядом с лозой, сама по себе не может к этой лозе привиться, не может сама к ней прирасти, необходима внешняя сила, которая бы эту ветвь взяла, зачистила и определенным образом присоединила к лозе, сделав все необходимое, чтобы она вновь не отпала. Мы тоже не можем присоединиться ко Христу своими собственными силами, одного только нашего желания и наших усилий для этого недостаточно. Единствен­ная сила, которая нас со Христом может соединить, — это Свя­той Дух, Которого Господь обещал послать от Отца. "И Я умо­лю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14, 16).

Святой Дух видимым образом сошел на апостолов в день Пятидесятницы. Свщ. Писание говорит, что именно Дух Свя­той является той силой, которая усвояет нам плоды искупи­тельного подвига Христа Спасителя. Господь говорит: "Дух истины... наставит вас на всякую истину;... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16, 13-14). По толкованию свв. отцов "Мое", которое возьмет Святой Дух, есть учение Христа Спасителя. Иначе говоря, Господь открыл человечеству истину о Боге, о человеке, о спасении, но оконча­тельное уразумение, наставление в истине осуществляется Св. Духом, Который усвояет нам учение Христово.

Христос во всей полноте являет нам любовь Божию к чело­веку. "Любовь Божия открылась нам в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь че­рез Него" (1 Ин. 4,9); "Любовь познали мы в том, что Он поло­жил за нас душу Свою" (1 Ин. 3,16). Аналогичная мысль встречается и у ап. Павла (Рим. 5,8). Из Свщ. Писания мы знаем, что Бог нас любит, но о том, что есть эта любовь, опытное знание ее дается только Святым Духом, Который нам любовь Божию, любовь Христову усвояет. Ап. Павел говорит: "Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым" (Рим. 5,5).

Для людей Нового Завета Господь Иисус Христос является тем же, чем было древо жизни для прародителей^для спасения необходимо теснейшее с Ним соединение, полнота которого осуществляется в таинстве Евхаристии, в причащении Тела и Крови Христовых. Но для того чтобы мы могли усвоить При­частие, для того чтобы оно было в нас действенно, необходимо действие Св. Духа, мы не можем сделать это своими собствен­ными силами.

Для того чтобы любая пища человеком усваивалась, пре­творялась в его жизнь, необходимо, чтобы человек имел неко­торую силу, способность эту пищу усваивать. Так, человек мо­жет поглощать растительную пищу, белковую и т.д., а по отно­шению к другим веществам такой способности у него нет. Например, в случае сильного голода человек может съесть ку­сок белой глины, но если она даже на некоторое время заглу­шит чувство голода, тем не менее она не спасет человека от голодной смерти, поскольку это вещество человеческим орга­низмом не усваивается. То же самое происходило бы и с При­частием, если бы Дух Святой не усваивал нам Тело и Кровь Христову, если бы Он не претворял То, Что мы получаем в Причастии, в нашу жизнь.

Но действие Св. Духа не исчерпывается этим. Святой Дух не только соединяет нас со Христом, Он еще освящает нашу личную волю, делает нас храмами Святого Духа, преображает образ существования нашей природы, освобождая нас от влас­ти природной необходимости. Эти два момента являются взаи­мосвязанными. Чем более мы соединяемся со Христом, тем больше имеем возможности для освящения Святым Духом. И наоборот, для стяжания Святого Духа нам необходимо соеди­нение с Господом. Об этом говорит ап. Павел: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8, 9-11).