Понятие о благодати в свете Свщ. Писания

Слову "благодать" соответствует в греческом языке слово •^dptc,, в латинском — слово gratia. Древние греки и римляне этими словами выражали понятия о приятных свойствах лица или предмета (красота какой-то вещи или произведения ис­кусства, красота физиономии, красота речи, движения, поведе­ния и т.д.). Второе понятие, выражаемое этими словами, свя­зано с чувствованиями, которые эти предметы или лица воз­буждают в окружающих людях (такие душевные состояния, как сочувствие, благоволение, милость, милосердие, благодар­ность, благоугождение и т.п.). В древнееврейском языке, язы­ке Ветхого Завета, слову "благодать" соответствует слово gen. В своем первоначальном значении оно указывает на свойства предметов, возбуждающие у людей чувства эстетического удо­вольствия и удовлетворения. Пример такого употребления слова gen, мы видим в книге Ек. 10,12: "Слова из уст мудрого — благодать", т. е. слова мудрого человека доставляют удовлетво­рение слушающему. Чаще в Ветхом Завете это слово исполь­зуется для обозначения симпатических чувствований, возни­кающих между людьми, таких как благосклонность, благорас­положение. Например, в Исх. (3, 21) Бог говорит: "И дам народу сему (т.е. Израилю) милость в глазах Египтян". Нередко это слово выражает отношение Бога к человеку, например, в Быт. (6,8): "Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога". Авраам, когда было ему видение Троицы (Быт. 18,3), восклик­нул: "Владыко, если я обрел благоволение пред очами Твоими". Таким образом, этим словом выражается милость и благово­ление Бога к человеку. В Новом Завете слово "yapig" употреб­ляется иногда применительно к людям и отношениям, которые складываются между ними. Например, песнь ангелов при рож­дении Христа Спасителя: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2,14), т.е. благорасполо­женность людей друг к другу. Иногда этим словом в Новом Завете обозначаются некие блага, причем не только духовные, но и те материальные, которые имеют духовное значение. В частности, ап. Павел этим словом называл пожертвования, ко­торые он собирал для Иерусалимской Церкви. В 1 Кор. 16,3 милостыня для бедствующих церквей названа словом "благо­дать" (в синодальном переводе — "подаяние").

В 2 Кор. (8,7) ап. Павел, перечисляя добродетели, которыми обладают коринфские христиане, напоминает им о необходи­мости жертвовать бедствующим церквам: "Изобилуйте и этой добродетелью (^dpin)". Иногда это слово употребляется и по отношению к чисто духовным понятиям: "Никакое гнилое сло­во да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (Еф. 4,29).

Чаще всего в Новом Завете слово "благодать" используется для выражения отношения Бога к человеку, в этом случае оно может иметь два смысла.

Во-первых, это слово может употребляться в значении Боже­ственного свойства. В этом случае благодать трудно отличить от таких свойств Божиих, как благость и любовь. Более всего благодать сближается с понятием милости (греч. ^dpic,), т. е. выражает любовь Божию к падшему человечеству, которое не заслуживает Божественного к себе благорасположения. Воз­можно, "благодать" имеет несколько больший динамический оттенок, характеризует не столько свойство Божие само по себе, сколько Его действие в отношении человека.

Примеры такого употребления слова "благодать" в Свщ. Писании. О Пресвятой Богородице сказано, что Она "обрела благодать (ё^еос) у Бога" (Лк.1,30). В том же смысле это слово употребляется в 1 Пет. (4,10), где о служителях Христовых сказано как о "добрых домостроителях многоразличной благо­дати Божией", т. е. милости Божией, которую Бог изливает на людей многоразличными способами через Своих служителей.

В 1 Пет. (5,10) Бог называется "Богом всякой благодати". У ап. Павла читаем: "Бог же силен обогатить вас всякою бла­годатью" (2 Кор. 9,8), т.е. этим словом названа вся полнота духовных даров, которую Бог сообщает человеку. У ап. Павла это же слово может означать милость Божию к падшему чело­вечеству, явленную в деле Искупления, например, в Тит. (2,2):

"Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков".

Во-вторых, слово "благодать" может означать полноту любви и милости Божией, явленной в Искуплении и изливающейся на людей в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды Искупления, возрождает их и вспомоществует им соделывать свое спасение. Когда речь идет о благодати во втором смысле, т.е. как о Божественной силе, действующей на человека и в человеке, слово J,dpic, часто заменяется словом 5dva(J.i (что буквально означает "сила". Незадолго до Вознесе­ния Господь сказал ученикам: "Но вы примете силу (5i}vot(-iiv), когда сойдет на вас Дух Святый" (Деян. 1,8).

В учении ап. Павла благодать в узком смысле слова есть некоторая сила, которая живет и действует в человеке:

"Господь сказал мне: довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотней буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2 Кор. 12,9).

"Благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился (имеются в виду другие апостолы. — О.Д.); не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15,10).

"Тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол. 1,29).