Оправдывающая благодать

В Послании Восточных патриархов (чл. 3) о ней сказано:

"Содействуя, укрепляя и постепенно совершенствуя (верующих) в любви Божией, оправдывает их и делает предрасположенны­ми ко спасению". Различают два действия оправдывающей благодати: оправдание и освящение. Различение этих двух действий достаточно условно, ибо можно сказать, что Бог оп­равдывает, освящая, и освящает, оправдывая. Поэтому в право­славном богословии часто говорится о возрождении как еди­ном действии оправдывающей благодати. Впрочем, это разли­чие между оправданием и освящением имеет основание в Свщ. Писании. Так, в 1 Кор. (6, 11) сказано, что уверовавшие во Христа и крестившиеся "освятились" и "оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего". Таким образом, ап. Павел различает эти два действуя: освящение и оправдание.

Термин "оправдание" часто понимается в латинском, юри­дическом духе, что не соответствует его значению в святоотеческом Предании. Восточное богословие понимает оправдание как сообщение человеку праведности Христовой. Это не амнис­тия, не объявление грешника праведником, а реальное освобож­дение человека от греха. Этим действием благодать Божия снимает осуждение за грехи, первородный и произвольные. Че­ловек очищается от грехов, и природа его восстанавливается в ее цельности. Иными словами, оправдание — это уничтожение всего злого в человеке. Тем не менее, уничтожение зла в челове­ке не есть конечная цель христианского совершенствования, потому что цель христианской жизни имеет не только отрица­тельное измерение — освобождение от зла, но предполагает также и положительное наполнение, которому соответствует другое действие оправдывающей благодати — освящение. Оправдание сопровождается освящением, т.е. сообщением человеку реаль­ной святости, приобщением его ко всей полноте жизни во Хри­сте. Обращение ко Христу, вступление в Церковь предполагает, с одной стороны, освобождение от грехов, а с другой стороны, приобщение ко всей полноте святости. Ап. Петр в первой проповеди в день Пятидесятницы говорит: "Да крестится каж­дый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа" (Деян. 2, 38).

Собственно церковная благодать не исчерпывается только благодатью оправдывающей. Мы веруем, что Крещение есть рождение в новую жизнь, но тем не менее не видим, чтобы люди, принимающие Крещение, становились святыми. В Кре­щении человек получает освобождение от грехов, но остаются последствия греха (так называемое "жало греха"), как перво­родного, выражающиеся в общей удобопреклонности человека ко злу, так и личных грехов, связанные с сохранением грехов­ных навыков, привычек и т. п. Поэтому после Крещения перед человеком стоит задача победить и уничтожить в себе эти ос­татки греха и претворить праведность и святость, дарованные в Крещении объективно, в субъективные, чтобы, как говорит ап. Павел, "исполниться всею полнотою Божиею" (Еф. 3,19). Раз­личие между крещеным человеком и некрещеным можно пред­ставить следующим образом. Некрещеный подобен человеку, которого завалило в шахте или туннеле и который, не имея под рукой никакого орудия, выбраться из этого завала не мо­жет. А крещеный подобен человеку, который в аналогичной ситуации получает средство к освобождению, например, лопату или отбойный молоток. Приложив усилия, он способен преодо­леть завал и выбраться на свободу.

В том, чтобы "исполниться всею полнотою Божиею", состоит цель христианской жизни, но очевидно, что сил собственно че­ловеческих для этого недостаточно. Представим себе человека, который вел греховную жизнь, наделал долгов, приобрел мно­жество болезней. И вот у себя в каморке лежит он весь в дол­гах, все имущество его уже описано, и ждет смерти. И вдруг появляется богатый благодетель — родственник или друг дет­ства — находит его, оплачивает все его векселя, возвращает долги, везет его в лучшую клинику, где ему за месяц проводят интенсивную терапию и вылечивают от всех болезней. Через месяц этот человек совершенно здоровым выходит из больни­цы, а благодетель ему говорит: "Вот ключ от комнаты, где день­ги лежат, и все, что там, будет твое". Он открывает дверь, а там слитки драгоценных металлов. Человек вне себя от радости: был бедный и больной, стал здоровый и богатый! Но, немного подумав, он понимает, что радоваться особо нечему, поскольку хотя здоровье и возвращено, но стоит вернуться к своей пре­жней жизни, как все болезни немедленно проявятся вновь, со­хранить здоровье своими силами будет невозможно. Получен­ное богатство, конечно, огромно, но все ценности находятся в слитках, самый маленький из которых весит 200 кг, и своими силами их даже с места не сдвинуть. Таким образом, человек убеждается, что без посторонней помощи невозможно ни со­хранить полученные дары, ни воспользоваться ими. Нечто по­добное происходит и в Крещении. Человек получил освобож­дение от грехов, но удержаться в этом состоянии свободы от греха и зла он не может, поскольку греховные навыки влекут его ко греху. В Крещении изменяется состояние природы че­ловека, она восстанавливается в первоначальной цельности, но образ существования природы при этом не меняется. Поэтому греховные навыки и привычки продолжают действовать и после Крещения. В Крещении человек приобщается святости Божией, объективно ему даруется святость, но сам он не может этой святостью воспользоваться, для этого ему нужна помощь из­вне. Такая помощь сообщается человеку действием другого вида благодати, которая называется благодатью сохраняющей и возращающей духовную жизнь.