Б) Формальный докетизм

Если материальный докетизм подвергает сомнению тожде­ство качественных определений человеческой природы Спаси­теля с нашим человечеством, то формальный докетизм отрица­ет полноту воспринятой Христом человеческой природы. Наи­более яркий пример формального докетизма представляет со­бой учение Аполлинария Лаодикийского (сер. IV в). Аполлина­рий был одним из первых, кто попытался объяснить тайну соединения двух природ, Божественной и человеческой, в еди­ном Лице, единой Ипостаси Христа, и пришел к выводу, что Бог не мог воспринять человеческую природу во всей ее полноте, поскольку, по мнению Аполлинария, два совершенных, по выра­жению того времени, самодвижных (мы бы сейчас сказали сво­бодных) личностных существа, две разумные природы не могут соединиться воедино. Поэтому, исходя из платонистской антро­пологической схемы, согласно которой человек состоит из тела, души и духа, Аполлинарий пришел к выводу, что во Христе было лишь человеческое тело (сто^о,) и человеческая неразум­ная душа ((»о^), это тело оживляющая. Однако ума (уоис;), который есть источник самоопределения человека, во Христе не было, его заменил Божественный Логос. Таким образом, с точ­ки зрения Аполлинария, можно говорить лишь о воплощении Слова, а не о Его вочеловечении, поскольку Христос не являет­ся истинным, совершенным человеком.

Учение Аполлинария было уже в IV веке подвергнуто рез­кой критике со стороны таких отцов Церкви, как свтт. Григо­рий Назианзин и Григорий Нисский. Аргументация свв. отцов строится не на философских, а на сотериологических основа­ниях. Цель вочеловечения, воплощения заключается, во-пер­вых, в реальном воссоединении человека с Богом, а во-вторых, в исцелении человеческого естества, пораженного грехом.

Поэтому, как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, если "вочеловечение есть призрак, то и спасение мечта". Свщмч. Ири-ней Лионский еще во II веке сказал, что Господь наш Иисус Христос стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим. Эту мысль свщмч. Иринея в несколь­ко иной форме впоследствии повторяли многие последующие отцы Церкви. Святитель Григорий Богослов в полемике с Апол­линарием провозгласил сотериологический принцип, согласно которому "не воспринятое не уврачевано". То, что Господь вос­принял в единство Своей Ипостаси, то и исцелено и, наоборот, то, что не было воспринято, то осталось в падшем, греховном состоянии. Исходя из этого принципа (Послание к пресвитеру Кледонию), свт. Григорий пишет, что ум в человеке в первую очередь нуждался в исцелении: "Ум в Адаме не только пал, но первый был поражен, ибо что приняло заповедь, то и не соблю­ло заповеди, и что не соблюло, то отважилось и на преступле­ние, и что преступило, то наиболее имело нужду в спасении, а что имело нужду в спасении, то и воспринято. Следовательно, воспринят ум".