Учение блаженного Августина

К числу односторонних учений о благодати относятся и та­кие учения, в которых благодать рассматривается как сила, вне­шняя по отношению к человеку и устраняющая его свободу. Впервые эти тенденции обнаружились у главного противника и критика Пелагия — блж. Августина. Так же, как и у Пелагия, крайности учения блж. Августина были обусловлены особенно­стью его духовного пути. Блж. Августин проводил в молодости жизнь достаточно греховную и даже уверовав во Христа, долгое время не мог оставить путь греха. Обращение от греха к пра­ведной жизни произошло для самого Августина совершенно неожиданно и было воспринято им как действие Божественной благодати, совершившееся помимо его собственной воли. Исхо­дя из своего субъективного опыта, блж. Августин сделал вывод, что свободная воля в деле спасения не играет вообще никакой роли, так как после грехопадения свободной воли у человека в строгом смысле нет. Спасение совершается исключительно все­могущим действием Божественной благодати. В одном из сво­их писем блж. Августин писал: "Через тяжесть первого греха мы потеряли свободную волю любить Бога" (письмо 157). Пос­ле падения грех стал в человеке господствующим началом, сво­бода к добру полностью утрачена, на ее место явилась необхо­димость греха. Благодать, по учению блж. Августина, есть внут­ренняя сила, которая заступает место человеческой свободы и производит в душе грешника желание добра и спасения, спаса­ющую веру, и вообще, соделывает его спасение. Блж. Августин первым высказал мысль о непреодолимом действии Божествен­ной благодати, которая подчиняет себе даже противоборствую­щую волю. Более чем через 1000 лет после Августина, в период Реформации, Лютер, а затем Кальвин довели учение Августина до логического конца, создав учение о изначальном всеобщем предопределении людей, одних — к вечному спасению, других — к вечной погибели. Блж. Августин писал в одном из своих писем: "И те, кто спасаются, спасаются единственно потому, что Бог хочет их спасения". Мысль о предопределении здесь уже присутствует, но четко еще не формулируется.

Такой образ мыслей был совершенно чужд Восточным отцам. Согласно восточной святоотеческой традиции, образ Бо­жий в человеке после грехопадения поврежден, он требует очи­щения, но не уничтожается. Прп. Макарий Египетский гово­рит: "Неверно говорят некоторые, что человек совершенно умер и совершенно не может делать ничего доброго, душа может про­тивиться греху, но победить или искоренить зло без Бога не может".

О крайностях учения как Пелагия, так и Августина В.Н. Лосский пишет: "Основное заблуждение Пелагия заключалось в том, что он перенес тайну благодати в область рассудка, где сущности духовного порядка — благодать и свобода — превра­тились в два смежных понятия, которые нужно было согласо­вать, как два чуждых друг другу предмета. Блж. Августин в своей полемике против пелагианства последовал примеру сво­его противника" ("Очерки мистического богословия восточной Церкви", стр. 150).