Значение веры и добрых дел в устроении спасения

Вопрос о соотношении добрых дел и веры в устроении спа­сения есть частный момент учения о соотношении благодати и свободы. На нем не стоило бы заострять внимание, если бы вопрос этот не был предметом спекуляций протестантских проповедников, утверждающих, что человек оправдывается толь­ко верой, вне зависимости от дел. Протестанты при изложе­нии своего учения пытаются опереться на авторитет ап. Пав­ла. Отметим цитаты, на которые они обычно ссылаются:

"Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Госпо­дом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мер­твых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10, 9-10).

"Благодатью вы спасены чрез веру" (Еф. 2, 8).

"Без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11, 6).

Слова прор. Аввакума: "Праведный верою жив будет", ко­торые дважды приводит ап. Павел (Рим. 1, 17; Гал. 3, 11).

Обычно ошибки еретиков состоят в том, что одна из сторон Откровения вырывается из контекста и абсолютизируется. Это и происходит в протестантском учении об оправдании и спасе­нии только верой. Ап. Павел ничуть не меньше, чем об оправ­дании верой, говорит о добрых делах и о их необходимости для спасения.

В Рим. 2, 6-8 сказано, что Господь "воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упор­ствуют и не покоряются истине... ярость и гнев".

"Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5, 10).

О служителях сатаны, которые принимают вид служителей правды, ап. Павел говорит: "Конец их будет по делам их" (2 Кор. 11,15).

"Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сде­лал" (Еф.6,8).

"А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде" (Кол. 3, 25).

Эти два ряда высказываний, на первый взгляд, представля­ются взаимно исключающими: одни говорят о достаточности для спасения одной только веры, в то время как другие указы­вают на необходимость для спасения также и добрых дел. Оче­видно, дело здесь в том, что ап. Павел говорит о дедах в тоу специфическом смысле, в каком добрые дела понимались в современном ему иудействе. Для иудеев было характерно на­емническое отношение к Богу. В основе этого отношения ле­жали понятия договора и заслуги, сам закон рассматривался, иудеями как величайшее благодеяние Бога по отношению к богоизбранному народу, потому что благодаря закону иудеи имели возможность добиваться перед Богом заслуг через исполнение заповедей. А через приобретение заслуг чувствовали себя имеющими право на вознаграждение. Иначе говоря, пра­ведность в иудаизме понималась как соотношение между бого­угодными и греховными деяниями. Тот, у кого этот баланс ока­зывался положительным, считался пред Богом праведным. Оче­видно, что при таких установках не остается места для лично­го отношения к Богу и спасение мыслится в таком случае как нечто внешнее по отношению к человеку. Жизнь по закону самого человека внутренне не изменяет. У протестантов, кото­рые любят ссылаться на ап. Павла в подтверждение своего уче­ния об оправдании одной только верой, отношение к Богу так­же законническое. Добрые дела ими рассматриваются как зас­луги и отрицаются как необходимые для спасения потому, что, с точки зрения протестантов, если признать за нашими добры­ми делами значение заслуг, то тем самым умаляются заслуги Христовы, которых вполне достаточно для спасения всего че­ловечества.

Впрочем, добрые дела как таковые протестантами не отри­цаются, но рассматриваются лишь как иллюстрация и свиде­тельство того, что человек обладает истинной верой. Как же мыслят соотношение между верой и добрыми делами ал. Павел и другие апостолы, которые оставили свои книги в корпусе Но­вого Завета? Прежде всего, по ап. Павлу, спасает не вера сама по себе и не дела сами по себе. Спасение совершает Бог Своею благодатию. Вот как мыслит ап. Павел соотношение между верой и благодатию: "Верою получили мы доступ к той благо­дати" (Рим. 5, 2), т. е. вера — это условие получения благодати.

Для того чтобы быть понятным своим современникам, ап. Павел обращается к Свщ. Писанию, к примеру праотца Авраа­ма, который иудеями рассматривается как отец всех верую­щих, как величайший образец для подражания в религиозной жизни. Апостол цитирует Быт. (15,6): "Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность" (Рим. 4,3). Иудеи рассмат­ривали веру как одно из добрых дел, как одну из заслуг наряду с другими заслугами, и ап. Павел показывает, что мнение со­временных ему раввинов не согласно со Свщ. Писанием. Авра­ам стал праведником после того, как он уверовал в Бога, еще до того, как совершил какие-либо дела. И именно вера явилась основанием его праведного поведения.

Вселение Христа в наши сердца также осуществляется по вере (Еф. 3,17). Но благодать — это не безличная сила, которая может быть отчуждена от Бога, подобно тому как свет может быть отделен от своего источника; благодать в своем исхожде-нии от Бога никогда от Него не отделяется, т.е. присутствие благодати есть всегда личное присутствие Самого Бога. "Бла­годать — это присутствие в нас Бога, и оно требует с нашей стороны непрестанных усилий" (В.Н. Лосский Очерк..., стр. 149). Поэтому недостаточно только получить по вере благодат­ный дар, необходимо этот дар принять и усвоить, иначе сообще­ние благодати может оказаться тщетным. О том, что сообще­ние благодати может оказаться таковым, ап. Павел говорит в 2 Кор. 6, 1. Вспомним, как учил о цели христианской жизни прп. Серафим Саровский: "Истинная цель жизни нашей христиан­ской, — говорит он в беседе с Мотовиловым, — есть стяжание Духа Святаго Божия, пост же, бдение, молитвы, милостыня, и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжа­ния Святаго Духа Божия". Доброделанием, подвигом благо­дать усваивается. О необходимости подвига со стороны человека ап. Павел говорит неоднократно. Так, он говорит о необхо­димости сораспяться Христу (Гал. 2, 19), "распять свою плоть со страстями и похотями" (Гал. 5, 24), "сражаться до крови, подвизаясь против греха" (Евр. 12,4). Как же в таком случае понимать слова апостола о том, что "человек оправдывается верою, независимо отдел закона?" (Рим. 3,28).

Несомненно, эти слова ап. Павла относятся к таинству вступ­ления человека в христианскую жизнь, т.е. ко Крещению. Действительно, в Крещении мы получаем оправдание исклю­чительно по нашей вере, вне зависимости от того, кто какую жизнь из нас вел до Крещения. Спасение во Христе не зависит от дел закона, поскольку человек обращается ко Христу и по­лучает в Крещении оправдание вне зависимости от того, в ка­кой степени он до Крещения соблюдал закон. Не исполнение закона приводит ко Христу, а вера во Христа, которая от дел закона никак не зависит. Эти слова апостола можно понимать и шире. Дела не нужны в качестве внешнего по отношению к вере придатка, того, что лежит вне области веры, что ею не вдох­новлено, ибо доброе дело не есть заслуга, которая дает человеку право на получение благодатных даров.

Кроме того, по учению апостола, вера не является постоян­ной величиной. Известно, что всякий орган без упражнения неизбежно атрофируется, отмирает. И вера не есть исключе­ние. Мы знаем, что она может возрастать (2 Фес. 1,3), она мо­жет ослабевать и даже полностью исчезать, в 1 Тим. (1, 18) aп. Павел говорит о людях, которые потерпели "кораблекрушение в вере", т.е. полностью утратили веру. Чем возможно укреп­лять, упражнять веру? Естественно, ничем иным, как делами в соответствии с верой. Об этом говорит ап. Иаков: "Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак. 2,17). Иными словами, добрые дела и вера связаны между собой по принципу обрат­ной связи, вера вдохновляет человека на добрые дела, а дела укрепляют и углубляют веру.

О праотце Аврааме ап. Иаков говорит: "Вера содействова­ла делам его, и делами вера достигла совершенства, поэтому, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2, 26).

Если обратиться к Евангелию, то станет очевидно, что уче­ние ап. Павла находится в полном соответствии с учением Самого Господа Иисуса Христа. Господь так же говорит о необ­ходимости веры для спасения. Например: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет, и кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16,16).

"Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он по­слал" (Ин. 6, 29). Но Господь говорит и о недостаточности только веры, о необходимости для спасения также и добрых дел.

"Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небес­ного" (Мф. 7,21).

"Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин.8,15).

О необходимости подвига в христианской жизни Христос говорит совершенно определенно: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16, 24).

По учению Свщ. Писания, вера сама по себе, не подтверж­даемая добрыми делами, не ведет к совершенству. Но в то же время и дела без веры не являются, в строгом смысле, спаси­тельными. Вот что говорит об этом прп. Серафим Саровский: "Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого. Все же не ради Христа делаемое, благодати Божией не дает". Эти слова прп. Серафи­ма. В. Н. Лосский комментирует следующим образом (Очерк..., стр. 149): "Для христианина не существует автономного добра, доброе дело хорошо лишь постольку, поскольку оно служит нашему соединению с Богом, поскольку оно способствует стя­жанию благодати, добродетели — не цель, а средство". Конечно, доброе дело, кем бы оно ни совершалось, заслуживает нашего уважения. Ап. Павел говорит, что во всяком народе человек, поступающий на правде, приятен Господу (Деян. 10, 34-35), и мы можем молиться и надеяться, что добрые дела, совершае­мые нехристианами, не пропадут даром и не будут "забыты" у Бога. Но в то же время дела, которые совершаются не по вере, вне сознания искупительного подвига Христа Спасителя, не со­общают человеку освящающей благодати, т. е. не приближают его к Богу, не соединяют с Богом внутренней связью и не ведут человека путем святости.