О Церкви как посреднице в деле освящения

Нуждается ли человек для спасения в каком-то внешнем посредстве или его спасение может быть совершенно непосред­ственно, основываясь исключительно на его личных отноше­ниях с Богом? Для разрешения этой проблемы необходимо от­ветить на следующие вопросы.

1. Каким образом благодать сообщается человеку: чисто внутренне, независимо от внешних видимых посредств, или в зависимости от них?

2. Может ли в душе человека вера возникнуть, созреть и принести плод вследствие только собственной внутренней его работы или для этого необходимы внешние пособия и руковод­ство?

Для того чтобы приобщиться искупительным плодам Жертвы Господней, человеку необходимо присоединиться к Гос­поду Иисусу Христу, стать причастником Божественной благо­дати. Конечно, Бог может действовать на каждого человека не­посредственным образом, ибо "Дух дышит, где хочет" (Ин. 3,8). Но это действие Духа Божия далеко не всегда является для человека ощутимым, оно не всегда различимо. Если бы духов­ная жизнь сводилась только к такому непосредственному дей­ствию Духа Божия на человека, жизнь духовная не имела бы никакого объективного основания. Свв. отцы указывают, что необходимость видимых посредств в деле освящения обуслов­лена самим устроением человеческой природы, которая явля­ется двусоставной. Свт. Иоанн Златоуст говорит: "Поелику душа наша соединение с телом, то и подаются тебе дары сии в чув­ственных видах". Для ап. Павла вопрос о необходимости види­мого посредства — риторический: "Как призывать Того, в Кого не уверовали, как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слы­шать без проповедующего?" (Рим. 10, 14). Таким образом, для освящения необходимо видимое посредство: во-первых, неко­торые материальные предметы или видимые действия и, во-вторых, видимое учительство и руководство. В справедливости этого нас убеждает вся евангельская история. В начале Своего общественного служения Господь собрал вокруг Себя группу учеников, которых Он Сам избрал и которых многому научил. В частности, Господь учил, что после Его прославления все, верующие в Него, сподобятся получить Святого Духа (Ин. 7, 39) и обещал ниспослать Святого Духа от Отца (Ин. 14, 7).

Из числа Своих учеников Господь избрал 12 ближайших, которых назвал апостолами. В день Пятидесятницы Господь, действительно, ниспослал Святого Духа, но не на всех Своих последователей, а только на апостолов. Протестанты, отрицаю­щие необходимость посредства Церкви в деле спасения, утвер­ждают, что Дух Святой сошел на всех учеников без исключе­ния. Это пример весьма произвольного толкования Свщ. Писа­ния. Анализ первой и второй глав книги Деяний показывает, что Дух Святой сошел только на 12 апостолов, а не на всех учеников, находившихся в то время в Иерусалиме, которых было не меньше 120 человек (Деян. 1,16). К принятию Духа Святого в день Пятидесятницы Господь готовил Своих учеников в те­чение 40 дней, являясь им и беседуя с ними о Царствии Божи-ем, причем участниками этих бесед были только апостолы (Деян. 1,3). Только апостолам было дано обетование, что они будут крещены Духом Святым (Деян. 1,5). В пользу того, что Святой Дух сошел только на апостолов, а не на всех учеников, косвенно свидетельствуют также Деян. 1,11 и Деян. 2,14. Еван­гельские тексты тоже говорят, что Дух изначально был сооб­щен только 12 апостолам. "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого" (Ин. 20,21-22) — эти слова были обращены только к апостолам. Только "одиннадцать... учеников пошли в Галилею", и именно этим одиннадцати ученикам Господь запове­дует: "Идите, научите все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28, 16, 19-20).

В день Пятидесятницы апостолы первыми исполнились Святого Духа и таким образом послужили органами, посред­никами низведения Его на остальных верующих. Изначально только им была дана власть наставлять в вере и сообщать бла­годать Святого Духа посредством видимых действий, таких, как водное Крещение и возложение рук. Этой властью не обладали все верующие, вступавшие в Церковь.

Например, Филипп, один из семи диаконов, хотя и крестил самарян, тем не менее, не мог возложить на них рук, для чего в Самарию из Иерусалима были отправлены апостолы Петр и Иоанн. Если бы даром низведения Святого Духа обладали все верующие, крещенные во Христа, то Симон Волхв, который тоже крестился, не предлагал бы апостолам деньги ради получения этого дара. Таким образом, с самого начала Господь установил определенный порядок освящения, согласно которому апостолы должны были стать посредниками этого великого дела, явив­шись "домостроителями Тайн Божиих" (1 Кор. 4,1), а также учителями и руководителями верующих. Не вызывает сомне­ния, что в намерении Господа было поддержать, сохранить этот порядок. Когда Господь обещает Своим ученикам дать Утеши­теля, то добавляет: "да пребудет с вами вовек" (Ин. 14,16). В условиях земного существования это намерение могло осуще­ствиться только через непрерывную и последовательную пере­дачу власти и средств освящения от апостолов к их преемни­кам. Таким образом, Господь Иисус Христос явился Основате­лем из особого общества верующих Него Своего, обладающего определенной внутренней структурой. Целью устроения этого общества является его существование до окончания веков, а также сохранение в нем богоучрежденных органов посредни­ков для освящения людей и освящающих средств. В Новом Завете это общество называется Церковью. Сам Господь гово­рит об основании Церкви как о цели Своего пришествия в мир: "На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18).